Вопрос

Подскажите, пожалуйста, приказ Росстата от 30.12.2022 N 993 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за обращением с медицинскими отходами» утвержден, но не был опубликован на 12.01.2023 г. Следует ли применять приказ и подавать отчет по форме № 2-Медотходы до 01.02.2023 за 2022 год? Какие риски при подаче/не подачи отчета для организации с ОКВЭД 21.20.2. И если все же нужно подавать, в каком формате-бумажный/электронный?

Ответ

Строго говоря, формы федерального статистического наблюдения (утверждаемые приказами Росстата) не подлежат обязательному опубликованию в классическом порядке (например, на pravo.gov.ru), так как не являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающими правовой статус организаций или имеющими межведомственный характер.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

На основании с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»:

сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром — образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим <…>.

По правилам формы статотчетности должны размещаться на сайте субъекта статистического учета (в данном случае форма должна быть размещена на сайте Роспотребнадзора для всеобщего доступа).

Форма может быть дополнительно размещена на сайте Росстата.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»:

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Стоит отметить, что ни одна из привычных для нас форм статотчетности (например, 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 4-ОС) не была опубликована в порядке, который применяется к публикации НПА, содержащих обязательные требования.

При этом обязанность представления первичных статистических данных, по формам, утверждаемым Росстатом, установлена в рамках статьи 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи Федерального закона:

респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

«Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620.

В соответствии с п. 4 указанного Положения:

первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

<…>.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета респондентам путем их размещения на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего доступа, в том числе в электронном виде, предназначенном для предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа.

Справочно

«Порядок утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению» установлен Приказом Минэкономразвития России от 24.05.2021 г. № 279.

Как правило, в самой форме указывает отчетный период (год), начиная с которого такая форма применяется или за который такая форма впервые представляется.

Например, в рамках Приказа Росстата от 13.11.2020 г. № 698 (форма № 2-ТП (отходы)) прямо указано, что форма и указания к заполнению введены в действие с отчета за 2020 год.

К сожалению, в форме 2-Медотходы нет такого конкретного указания. В этой связи рискованно пренебрегать представлением формы уже за 2022 год (т.е. до 01 февраля 2023 г.).

Иными словами, для предотвращения негативных правовых последствий (учитывая, что уполномоченные госорганы могут рассматривать форму 2-Медотходы как введенную в действие в 2023-м году с отчета за 2022 г.) целесообразно представить соответствующие первичные статистические данные. В отсутствие правоприменительной практики по данному вопросу хозяйствующему субъекту (респонденту) стоит взвешенно оценить риски непредоставления такой статотчетности.

Нельзя исключать, что Роспотребнадзор планирует принимать отчетность лишь с отчета за 2023 год. Однако для того, чтобы смело утверждать это, необходимо запросить позицию Службы.

Ответственность за непредоставление первичных статистических данных установлена в рамках статьи 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ:

непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Способ представления:

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»:

первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами, за исключением респондентов, указанных в части 2 настоящей статьи, субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами. При этом вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно, за исключением случаев, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи предусмотрено федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия. Респондентами, указанными в части 2 настоящей статьи, первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, могут предоставляться субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается определения круга лиц, обязанных представлять статотчетность по форме № 2-Медотходы (с учетом Код ОКВЭД 21.20.2 — Производство материалов, применяемых в медицинских целях).

Форму № 2-Медотходы представляют в территориальный орган Роспотребнадзора до 01 февраля года, следующего за отчетным, следующие респонденты:

юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, образующимися в процессе осуществления:

  • медицинской деятельности;
  • фармацевтической деятельности;
  • деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий;
  • деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Форму не представляют лица, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых в отчетном году в образованных медицинских отходах присутствуют только отходы класса, А массой менее 100 кг в год.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. <…>.

Полагаю, что деятельность по производству медицинских материалов (с учетом ОКВЭД 21.20.2), в широком смысле слова, может рассматриваться в качестве деятельности по производству медицинских изделий.

При этом лица, отходы, образующиеся в процессе такой деятельности, могут признаваться медицинскими отходами, образующимися в процессе деятельности по производству медицинских изделий (что является основанием для представления первичных статистических данных по форме № 2-Медотходы с учетом исключения для субъектов МСП, образующих исключительно отходы класса, А массой менее 100 кг в год).

Уточнение

Подскажите еще такой момент. ОКВЭД 21.20.2. Ранее мы подавали отчетность 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор на отходы, нормированные по экологическому законодательству (смет, отходы химреактивов, ртутные лампы, батарейки и т. д.). Если классифицировать указанные отходы по санитарному законодательству это отходы класса, А и Г.

Если сейчас подавать оба отчета (2-ТП отходы и медотходы) получится покажем двойной объём отходов: отходы по экологическому законодательству и отходы класса, А и класса Г по санитарному законодательству?

Как правильно поступить на Ваш взгляд? Не подавать отчет 2-ТП-отходы, сдавать только отчет по медотходам? Или сдать оба отчета?

Ответ

Отходы, идентифицируемые как медицинские, не подлежат отражению в форме № 2-ТП (отходы).

Так, в соответствии с п. 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 09.10.2020 г. № 627:

учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме медицинских отходов, биологических и радиоактивных отходов.

Таким образом, формально задвоения быть не должно. Отходы, учитываемые как медицинские, не подлежат учету как отходы производства и потребления в рамках формы № 2-ТП (отходы).