Вопрос

Правомерно ли будет если организация, а именно курорт, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности передаст отходы I-II класса опасности люминесцентные и бактерицидные лампы в организацию обезвреживающие эти отходы (не ФГУП «ФЭО»)?

Ответ

Если у Вас действительно образуются только отходы класса «Г» (люминесцентные и бактерицидные лампы), которые Вы не учитываете по ФККО (нет паспортов, не нормируется, не показываете в учёте и отчётности), то они не попадают под действие 89-ФЗ и соответственно под новое регулирование системы обращения с ОПВК через ФГУП «ФЭО».

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Согласно п. 2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Поэтому требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на этот вид отходов не распространяется.

Медицинские отходы — это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов (п. 1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ)).

Согласно п. 3 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Выделяют 5 классов медицинских отходов. Классификация установлена Критериями разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681.

Вместе с тем данная классификация основана на степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности отходов, т. е. класс присваивается в зависимости от наличия возбудителей инфекционных заболеваний, токсичных элементов в составе и радионуклидов.

С 01.03.2021 года действует СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СанПиН 2.1.3684−21). Требования по обращению с медицинскими отходами определены в пунктах 157−202 СанПиН 2.1.3684−21.

СанПиН 2.1.3684−21 уточняет классификацию, но не заменяет ее. Так согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684−21 к медицинским отходам класса «Г» относятся отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1−4 классов опасности), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с санитарным законодательством все без исключения отходы, которые могут образовываться в процессе осуществления медицинской и (или) фармацевтической деятельности являются медицинскими отходами и не попадают под регулирование природоохранного законодательства, соответственно включать такие отходы в федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК) не нужно. Данная позиция подтверждается письмом Минприроды РФ от 04.02.2022 N 25−47/3539.

Из буквы закона следует, что в порядке организации вывоза медицинских отходов класса «Г» у медицинских учреждений и фармацевтических предприятий ничего не должно было поменяться с 01.03.2022. В СанПиН 2.1.3684−21 в принципе прямо о наличии лицензии говорится только в отношении медицинских отходов класса «Д». Согласно п. 203 СанПиН 2.1.3684−21 транспортирование отходов с территории медицинских организаций производится специализированным транспортом к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов, использование указанных транспортных средств для других целей не допускается, согласно п. 205 СанПиН 2.1.3684−21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса «Г» осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

На практике ФГУП «ФЭО» не принимает заявки от учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность.

В целях подстраховки можно попробовать получить конкретное разъяснение по разработке схемы обращения с медицинскими отходами в соответствии с п. 164 СанПиН 2.1.3684−21 и требований к удалению данных медицинских отходов в Роспотребнадзоре, в Росздравнадзоре, в Минприроды РФ и в Минздраве РФ.