Правительство РФ внесло поправки в Основы ценообразования, касающиеся тарифов на вывоз отходов. Теперь расходы на компостирование твердых коммунальных отходов и производство технического грунта будут учитываться в тарифе. В Российском экологическом операторе назвали это стимулом к созданию объектов утилизации, шагом к снижению захоронения отходов на полигонах, а также объяснили, почему из-за поправок роста тарифа ожидать не стоит.

«Поправки внесены Правительством в Основы ценообразования. Теперь можно будет учитывать при формировании тарифов расходы на производство техногрунта с помощью компостирования отходов. Изменения своевременные, они направлены на создание мусороперерабатывающих заводов, на которых из остатков сортировки отходов будут производить компост. Это в свою очередь позволит утилизировать более 20% отходов в стране, почти половину от показателей нацпроекта „Экология“, которых нужно достичь к 2030 году — объемы захоронения на полигонах должны быть менее 50%. Но главное, что дало постановление, это возможность закладывать расходы на компостирование в тариф регоператоров. Таким образом мы стимулируем создание объектов утилизации, а не полигонов. При этом к росту тарифа эти изменения не приведут, ведь производство техногрунта будет финансироваться за счет экономии от снижения захоронения отходов», — сообщил генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

При производстве технического грунта тариф на утилизацию не устанавливается, хотя это утилизация. Владелец объекта реализует полученный техногрунт по своему усмотрению. Во многих случаях — для изоляции слоев твердых коммунальных отходов на полигонах. Этот технический процесс необходим, чтобы уменьшить запахи с полигона, снизить количество птиц, которые создают угрозу воздушному сообщению, а также число возгораний ТКО на полигоне.

Чаще всего техногрунт используют именно так, если объект утилизации и полигон расположены на одной земле и входят в состав единого объекта. Расходы на транспортирование техногрунта минимальны — можно не приобретать грунт из более удаленных локаций. Это экономически эффективно.

Но раз объект утилизации и полигон — это единый комплексный объект, то реализовывать грунт владелец объекта должен по сути сам себе. Возник вопрос — в каком объеме расходы на приобретение техногрунта должны учитываться при установлении тарифов на захоронение. Чтобы устранить проблему, было решено внести изменения в Основы ценообразования в области обращения с ТКО. Расходы будут учитываться при установлении тарифов с использованием метода экономически обоснованных расходов.

Чтобы орган регулирования тарифов мог определить размер таких расходов, вносятся изменения в Правила регулирования тарифов в области обращения с ТКО. По ним владелец комплексного объекта должен представить в орган регулирования тарифов набор обосновывающих материалов по объекту утилизации, идентичный набору по объектам обработки, обезвреживания и захоронения ТКО.

«До принятия постановления расходы на захоронение органической фракции после ее сортировки учитывались в тарифах регионального оператора. При этом на более эффективное компостирование, то есть на утилизацию — учесть в тарифах эти расходы было нельзя. Получается, что мы стимулировали создание полигонов, а не переработки отходов. А размещение органики на полигоне создает запахи, привлекает птиц, которые мешают воздушному движению, и в конечном счете требуется больше денег на рекультивацию полигонов. Принятие постановления откроет возможность для применения утилизации отходов путем их компостирования, а таких объектов стране требуется около 200 штук», — отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Российского экологического оператора Алексей Макрушин.

Что об этом думает ФАС

Справочно:

Изменения вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484. Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в области обращения с ТКО были утверждены постановлением Правительства РФ 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Документы