АО «Невский экологический оператор» (НЭО, петербургский региональный оператор по обращению с отходами) объявило конкурс на транспортирование в 2023 году твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории Колпинского, Пушкинского и части Невского районов (МО «Ивановский», МО «Невская застава», МО «Обуховский» и МО «Рыбацкое») Санкт-Петербурга. Эксперты прогнозируют высокий интерес к тендеру, итоги которого в значительной степени будут зависеть от добросовестности участников.
Конкурс будет проводиться в форме открытого аукциона, заявки принимаются до 3 ноября, итоги тендера планируется подвести 8 ноября. Контракт с победителем аукциона будет заключен на срок с 1 января по 31 декабря 2023 года. Объем вывозимых ТКО примерно соответствует установленному в рамках прошлогоднего конкурса — 1,389 млн кубометров, однако начальная максимальная цена контракта (НМЦК) лота значительно выросла: с 855 млн рублей до 924,046 млн. Как сообщили в пресс-службе НЭО, это связано в первую очередь с прогнозируемым ростом расходов на транспортирование.
«Увеличение по сравнению со стоимостью контракта на текущий год связано с тем, что действующей территориальной схемой по обращению с отходами Ленинградской области предусмотрено закрытие в 2023 году двух из четырех объектов размещения, осуществляющих прием отходов из Санкт-Петербурга. Это влечет за собой необходимость перераспределения потоков движения ТКО, часть из которых будет направлена на полигон РАСЭМ в Выборгском районе Ленобласти, находящийся на значительном удалении от источников образования отходов. Кроме того, нужно учитывать инфляционный фактор», — отметили в компании.
В объявленной НМЦК, помимо операционных расходов, заложена и расчетная прибыль транспортников — 35,8 млн рублей
По условиям конкурса, его участниками могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, что не позволит напрямую участвовать таким крупным компаниям, как «Автопарк № 1 „Спецтранс“». В настоящее время вывозом ТКО с этой территории занимается аффилированное со «Спецтрансом-1» ООО «Ресурс АТЭ», победившее в прошлогоднем конкурсе. В компании отказались комментировать перспективы подачи заявок, сославшись на то, что пока решение не принято, условия и документация изучаются. Участники рынка, помимо «Ресурс АТЭ», называют среди возможных претендентов на контракт компании, участвовавшие в конкурсах 2021 года («Парк 16», «ЭкоВаст», «Эко Лэнд» и «Автопарк № 6 „Спецтранс“»), но не исключают и появления других игроков.
Объявленный конкурс — первый из тех, что региональный оператор должен провести до конца года.
«В ближайшее время также будут объявлены конкурсные процедуры по выбору подрядчиков на вывоз ТКО еще в ряде районов города, где сроки действующих контрактов с перевозчиками истекают в декабре», — сообщили в пресс-службе НЭО.
В компании также подчеркнули, что конкурсы не подразумевают каких-либо изменений в схеме обслуживания указанных городских территорий, как это было в прошлом году в связи со стартом реформы системы обращения ТКО. Таким образом, будут проведены конкурсы на вывоз мусора с территории Выборгского, Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, части Центрального и Невского районов (один лот) и Курортного, Кронштадтского и Петродворцового районов (второй лот). Не изменится обслуживающая организация в остальных районах — в прошлом году с победителем, «Автопарк № 1 „Спецтранс“», был заключен трехлетний контракт.
Замглавы комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Наталья Беляева считает, что интерес к конкурсам на вывоз ТКО со стороны транспортных компаний будет достаточно высоким в силу устойчивости этого сегмента рынка. Но добросовестность конкуренции зависит не только от условий тендера, но и от того, будут ли применяться заинтересованными участниками нечестные приемы — выставление технических участников, сговор по разделу сфер влияния и другие, отмечает эксперт.
В январе 2022 году смена транспортировщиков отходов вызвала проблемы с вывозом мусора в ряде районов города. Повторится ли ситуация во время будущих новогодних праздников, зависит от того, насколько регоператор за год узнал характеристики мест накопления — локации контейнерных площадок, размеры арок, схемы подъезда, уточнила госпожа Беляева.