Реформа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, она же мусорная реформа, стартовала для обеих агломераций с одинаковыми вводными: из-за запрета на размещение полигонов в Москве и Санкт-Петербурге местные власти были вынуждены договариваться с Московской и Ленинградской областями о вывозе городского мусора на их территории. Оба города получили отсрочку — для всей страны, включая Подмосковье и Ленобласть, реформа началась ещё в 2019 году, а Москва, Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 года.
Советское наследие
После почти года работы можно сказать, что Москве в решении вопроса с отходами удалось продвинуться существенно дальше, чем Петербургу. Во-первых, для жителей столицы реформа прошла практически незаметно. Петербургские же помойки обсуждали даже на федеральном уровне, а группа «Ленинград» написала про них песню, сняв клип прямо на контейнерной площадке, заваленной мусором. Примечательно, что в обеих столицах регоператорами стали не посторонние городским властям компании. За московские отходы отвечает местное ГУП «Экотехпром», а за петербургские — АО «Невский экологический оператор», акционерами которого в том числе стали Петербург и Ленинградская область.
Второе существенное отличие — дальнейшая судьба отходов. Наследие советского времени — складирование их на полигонах. Подмосковье закрыло последний из 39 полигонов в 2020 году. Примерно в это же время Ленобласть объявила задачу закрыть свои к 2024 году. Правда, уже сейчас очевидно, что сроки придётся перенести. С чем это связано? Старые полигоны не закроешь просто по велению губернаторов — генерируемый мусор необходимо куда-то отправлять. В Московской области он идёт на современные комплексы по переработке отходов. С 2018 года здесь построили 11 объектов. Во многом благодаря этому Подмосковье по итогам 2021 года возглавило региональный «Зелёный рейтинг» ППК «Российский экологический оператор», а в рейтинге операторов есть три компании из Мособласти (представителей петербургской агломерации в рейтингах нет).
В Петербурге на сегодня работает одно крупное современное «мусорное» предприятие — завод АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» в Обухово, мощность которого составляет около 300 тыс. тонн отходов в год. В Ленинградской области только в сентябре начали строительство первого КПО — областной регоператор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УК ООЛО) строит объект мощностью 300 тыс. тонн отходов в Кингисеппе. На различной стадии разработки — ещё один проект УК ООЛО в районе деревни Рахья и пять проектов городского регоператора АО «Невский экологический оператор», включая два в Петербурге и три в Ленобласти. В максимальной степени готовности — проект НЭО «Волхонка», первая очередь которого была запущена недавно. Остальные ещё предстоит провести как минимум через строительную экспертизу. Примечательно, что объекты НЭО разрабатываются тем же проектировщиком, который отвечал за часть КПО Подмосковья, — Институтом проектирования экологии и гигиены.
Если сложить заявленные мощности всех семи проектов, то получится 3,6 млн тонн отходов в год. Это гораздо больше, чем генерирует агломерация. Впрочем, согласование проектов проходит непросто и быть уверенным в том, что все они будут построены, тем более в заявленные на старте сроки, сегодня нельзя.
Развитие в нужном направлении
Между Петербургом и Ленинградской областью долгое время существовал некий негласный элемент соперничества, отмечают в НЭО. Поэтому согласование многих важных для обоих субъектов вопросов развития внутри агломерации нередко буксовало. «К счастью, последние годы сотрудничество между регионами стало значительно более продуктивным», — отмечают в НЭО.
В Москве и Московской области, наоборот, давно осознали необходимость согласованного развития, что проявилось и при реализации реформы системы обращения ТКО, считают в компании. Об этом говорят, например, скорость согласования и сроки реализации проектов строительства объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры, которые неизменно получали активную поддержку со стороны руководства Московской области, даже если были ориентированы на потребности другого субъекта.
«Реформа системы обращения отходов в Санкт-Петербурге развивается как минимум в нужном направлении. В то же время главная её цель — создание современной мусороперерабатывающей инфраструктуры, которой на данный момент в регионе практически нет. Поэтому очень многое будет зависеть от того, насколько успешно в ближайшие 2 года будет решаться задача строительства новых перерабатывающих предприятий, — комментируют в НЭО. — Мы продолжаем использовать существующие объекты размещения на территории Ленинградской области, находящиеся на грани исчерпания проектных мощностей, поскольку никакой реальной альтернативы им в ближайшие год-два — до завершения строительства новых комплексов переработки отходов, — к сожалению, не предвидится».
«Сравнение двух агломераций я считаю некорректным, потому что у них совершенно разные финансовые возможности и ресурсы. В Ленинградской области мы строим объекты при поддержке федерального финансирования, но без привлечения бюджетных средств субъекта. В Московской области, напротив, субъект выделяет большие средства на инфраструктурное развитие, выступает поручителем. Также стоит напомнить, что Москва существенно раньше начала работу по реформированию отрасли обращения с отходами в силу высокой плотности населения. Перед столицей и областью встала проблема переполненности полигонов, что привело к вынужденному поиску решения по строительству объектов по переработке отходов. Поэтому в этом плане столица и область нас опережают — большая часть их заводов уже построена и введена в эксплуатацию. Кроме того, в Московской области строятся объекты энергетической утилизации. У нас же таких планов нет», — говорит Антон Бучнев, генеральный директор АО «УО ООЛО».