Золошлак — уникальный материал, который может применяться в десятках сфер экономики. Из него можно построить новые кварталы и дороги.
В начале февраля в правительстве Омской области состоялось совещание, посвященное использованию золошлаковых отходов ТЭЦ. Чуть ранее тему золошлаков обсуждали в Совете Федерации, и там дали поручение региональным властям представить предложения по использованию этого ресурса, юридически считающегося промышленным отходом.В Омске две теплоэлектроцентрали — ТЭЦ № 4 и ТЭЦ № 5 — работают на угле и ежегодно производят около 1,5 млн тонн золошлаковых отходов. Золоотвал ТЭЦ № 4 площадью 400 га эксплуатируется с 1965 года, и там скопилось уже 30 млн тонн отходов, на золоотвале ТЭЦ № 5, площадью 471 га, лежат еще 50 млн тонн золошлаковой смеси. Между тем эти поистине гигантские объемы накопленных промышленных отходов можно грамотно использовать в интересах экономики. Мы поговорили с экспертами и выяснили, для чего могут пригодиться золошлаки.
Сферы применения золошлака — от дорог до нового жилья
Как пояснил советник гендиректора АО «ТГК-11» Евгений Гончаров, золошлак — это смесь, представленная в виде гранул, частичек, очень похожих на обычный мелкий песок или суглинок.
— Основной компонент золошлака — это оксид кремния, по сути, как и в песке, а также оксиды алюминия и железа, есть в небольших количествах оксиды кальция, магния, титана. Это химически нейтральный состав. По своим физическим свойствам — это грунт. По ГОСТу он и называется «техногенный грунт». Его можно использовать практически в любых строительных работах. Это фактически песок серого цвета, — говорит представитель АО «ТГК-11». — Золошлак относится к отходам 5-го класса опасности, это неопасные отходы. К отходам этого класса опасности относятся, например, ветки деревьев, яичная скорлупа, опилки, бумага, керамика. Мы ежегодно проводим исследования золошлаков на предмет радиоактивности, и ежегодно подтверждается его безопасность.
Из накопленных под Омском 80 млн тонн золошлака уже сейчас можно использовать минимум 48 млн тонн. В первую очередь для строительства дорог, например Северного обхода.
— Золошлак — перспективный заменитель природных грунтов, причем очень дешевый заменитель. Песок сейчас стоит 250 рублей за тонну, а наш материал — 1,7 рубля за тонну. Есть разница? Золошлак позволит экономить на сырье, беречь природные ресурсы, — перечисляет Евгений Гончаров. — В первую очередь золошлак можно использовать при строительстве дорог, а также при изготовлении строительных смесей для придания дорогам прочности. Следующее направление — это засыпка неудобий и карьеров. Этот же материал можно применять при изготовлении кирпича, блоков.
Если говорить о строительстве, то золошлак можно использовать непосредственно как техногенный грунт, вместо природных аналогов, при подготовке строительных площадок. В «ТГК-11» рассказали о перспективах отсыпки им десятков гектаров заболоченных земель на левом берегу Иртыша по улице Лукашевича напротив «G-Drive Арены». После поднятия уровня грунта за счет золошлака на несколько метров там можно построить целые микрорайоны.Золошлак уже используется при рекультивации свалки в Советском округе — на объект будет завезено 65 тыс. тонн этого материала с золоотвала ТЭЦ-4. В перспективе золу в Омске можно использовать и для рекультивации самых больших свалок города — Ленинской и Кировской.
Еще одно направление использования отходов с ТЭЦ — это сельское хозяйство. Сибирская академия сельхознаук сейчас ведет исследование золошлака для возможностей применения при мелиорации солонцеватых почв, которые занимают большую долю пашен в Омской и Новосибирской областях. Применение золошлака для раскисления таких почв позволит повысить урожайность сельхозкультур. Одним словом, перспектив много.
— В Омской области в 60−70-е годы XX столетия из золошлака активно строились дороги, золошлак применялся как в чистом виде, без добавок, так и в укрепленных смесях. Но последние несколько десятилетий золошлак не использовался. Северная обход — наша главная перспектива. При его строительстве может потребоваться около 7,5 млн тонн этого материала. Если бы обход был построен из золошлака, то всей экономике региона это был бы большой плюс. Сейчас как раз решается, из чего будет построено основание этой дороги — из золошлака или природных грунтов, которых у нас в регионе дефицит, — отметил Евгений Гончаров.
«Было бы здорово построить Северный обход из золошлака»
Директор центра компетенций «Использование вторичных ресурсов в строительной отрасли» СибАДИ Александр Лунев говорит о блестящих результатах применения золошлаков при строительстве дорог в российских регионах. В Омске при ремонте и возведении магистралей этот материал еще толком не применялся. По словам представителя СибАДИ, если строить Северный обход из песка, то «половину Иртыша придется выкачать», ведь песок добывают из реки.
— Золошлак держится прекрасно, но объемы его применения очень маленькие. В Люберецком и Ступинском районах Московской области построены развязки с насыпями до 15 метров из золошлаков. В Новосибирске в квартале «Новомарусино» построены дороги из золошлака, — говорит эксперт. — Было бы очень здорово, если бы Северный обход построили из золошлака. У нас в регионе все дороги имеют основания из глины и суглинка. Откровенно говоря, материал капризный, воду не любит. У золошлака нет таких недостатков — он не боится воды, не липнет к дорожной технике, способен испытывать большие нагрузки.
«Дороги из золошлака держатся идеально»
Слова омского специалиста подтверждает и федеральный эксперт — заместитель начальника Управления технологического сопровождения ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Марьев. Он подчеркивает: никаких претензий к дорогам, построенным из золошлаков, нет. Держатся такие автомагистрали идеально даже спустя годы эксплуатации.
— Есть несколько объектов, которые были построены из золошлаков. Это два объекта в Московской области, в Иркутской области есть несколько объектов. Реально материал работает, и на этот счет есть заключение. Естественно, как и любой материал, его нужно довести до стабильного состояния. Перед применением с ним нужно хорошо поработать. К примеру, убрать из него мусор, ветки
и т. д. Иначе деревья потом на дороге вырастут, — отмечает представитель РОСДОРНИИ.
Омские власти всерьез рассматривают возможность применения золошлаков при строительстве федеральных трасс. Северный обход как раз будет иметь именно статус федеральной автодороги. Поэтому все шансы на применение этого материала есть.
Почему в Омске не строят дороги из золошлака?
Возникает резонный вопрос: почему такой, казалось бы, идеальный материал, как золошлак, в Омске до сих пор фактически не использовали? Может быть, из-за того, что это отход? По законодательству отходами в России торговать нельзя — будь то золошлак, автомобильные шины или другие отработанные материалы. В «ТГК-11» опровергают такую точку зрения.
— У нас отход преобразуется в материал в процессе реутилизации. На него есть сертификат. То есть мы реализуем не отход, а сертифицированный строительный материал, полученный из вторичного сырья. Он экологически безопасен. Для примера, полиэтилен из пластиковых бутылок тоже применяется повторно, все это понимают и принимают. Золошлаковый материал является техногенным грунтом, соответствует ГОСТу, стандартам, методическим рекомендациям для строительства. Юридические риски применения этого материала нивелируются, в том числе благодаря законодательству, которое сейчас направлено в сторону формирования возможностей повторного использования ресурсов, — отметили в ресурснабжающей компании.
Представитель СибАДИ Александр Лунев объясняет нежелание «связываться с золошлаком» боязнью инноваций. Это проблема всей страны.
— Все его боятся, потому что никогда с ним не работали. Это боязнь всего нового. У нас всегда проблема с инновациями, пока не скажут сверху, все будут бояться. Проектировщик Северного обхода выступает за золошлак, но непонятна позиция областного Управления дорожного хозяйства. Совет Федерации за, Росавтодор за, но пока отмашки нет, ничего не меняется. Еще в 2000 году мы делали обоснование строительства Северного обхода из золошлака, — говорит Александр Лунев
Представитель РОСДОРНИИ Владимир Марьев согласен с коллегой: для широкомасштабного использования золошлака по стране нужна политическая воля. Но не только она. Есть еще лоббизм тех, кто торгует природными ресурсами — тем же песком. Там огромные прибыли, и терять их никто не хочет.
— Нужна политическая воля руководства регионов. Есть определенные моменты — часто идет соревнование между отходами и природными ресурсами. У последних тоже есть владельцы, которые заинтересованы в их применении, — отмечает Марьев.
Ранее высказывалась точка зрения, что раз дороги из золошлака являются более прочными, то и ремонтировать их нужно реже. А раз ремонт проводится реже, то и денег там будет осваиваться меньше — это невыгодно компаниям, связанным с дорожным ремонтом и торговлей строительными материалами. Может быть, из-за этого и «буксуют» все проекты по использованию этого материала.
Между тем в России существует целая ассоциация развития вторичного использования сырья. Ее гендиректор Ирина Золотова говорит о том, что в стране перспективно использование не только золошлаков, но и других побочных продуктов производства. Этот вопрос сейчас проходит согласование на самом высоком уровне.
— Сейчас в составе нашей ассоциации входят предприятия, которые вовлекают в хозяйственный оборот такие вторресуры, как золошлаки угольных ТЭС, фосфогипс и галиты, которые образуются при производстве фосфорных и калийных удобрений. В России по примеру Индии ведется разработка механизма эффективного радиуса использования золошлакового сырья в рамках государственного заказа. Пакет документов по данному механизму находится в высокой стадии готовности и скоро будет отправлен Минэнерго России на согласование, — отметила Ирина Золотова.
Возможно, после согласования вопроса на уровне Минэнерго РФ проблема использования золошлака сдвинется с мертвой точки.
Проблему золошлаков нужно решать
Как и со свалками, с золоотвалами в Омске рано или поздно придется что-то делать. И если свалку можно лишь засыпать грунтом и посадить там деревья, то золошлак — это на самом деле универсальный строительный материал, использования которого не стоит бояться. Если из него можно строить хорошие дороги, то почему бы этого не делать?
Как известно, Омская область обделена строительными материалами — их приходится везти с Урала или из Кузбасса. И при этом буквально под боком у нас лежат миллионы тонн, по сути, дармового сырья, которое нужно брать и использовать для нужд экономики. Северный обход Омска — это отличный шанс для золошлаков, проверка грамотного использования возможностей региона. Пришло время дать зеленый свет инновациям.