С 1 марта 2023 года в России вступит в силу новый закон о побочных продуктах животноводства. Что ждут от нововведения производители молока, насколько они осведомлены о новом законе, планируют ли менять протоколы работы с навозом на фермах, понимают ли, как будут действовать новые правила и опасаются ли штрафов за нарушения, в материале The DairyNews.
С 1 марта 2023 года начнет действовать Федеральный закон
Нововведение касается юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица (КФХ), которые занимаются сельхоздеятельностью. При этом хозяйствам предоставлена возможность самостоятельно выбрать, с чем они будут работать — с отходами или ППЖ. При решении оформлять навоз как побочные продукты животноводства хозяйства должны в установленные сроки уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора.
Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки допускается только на специализированных площадках, которые не включаются в госреестр объектов размещения отходов. Передача ППЖ разрешается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (ИП) и крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, которые специализируются на производстве сельхозпродукции.
Закон также предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обращения ППЖ.
Требования к обращению побочных продуктов животноводства
Россельхознадзор как ведомство, которому предстоит осуществлять контроль за соблюдением нового законодательства, разместил на сайтах региональных представительств требования к обращению побочных продуктов животноводства, а также рассказал об аспектах их реализации и использования в сельхозпроизводстве.
При нарушении этих требований ППЖ признаются отходами. Среди таких нарушений, утвержденных Правительством РФ, хранение необработанных, непереработанных ППЖ вне навозо и пометохранилищ, использование побочных продуктов, содержащих патогенные и болезнетворные микроорганизмы и паразитов, токсичные элементы и пестициды, а также их передача лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельхозпродукции, и другие.
Сельскохозяйственные производители обязаны уведомить Россельхознадзор об отнесении веществ, образуемых при содержании сельхозживотных, к побочным продуктам животноводства до 1 мая 2023 года. И далее направлять уведомления ежегодно не позднее 31 декабря — почтой или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства
Комментируя новый закон о побочных продуктах животноводства, Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации, член Общественного совета при Россельхознадзоре расставил акценты на основных моментах, на которые стоит обратить внимание. Так, требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания.
Также эксперт уточнил, что законодательство допускает несколько статусов в отношении навоза и помета. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, поэтому можно работать по нему. Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как дополнил эксперт, правоприменительная практика показала, что есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов.
Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
— Отмечу, что теперь в нормативном регулировании установлены нормативные показатели безопасности к переработанному продукту. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву, — пояснил эксперт.
Требования к местам хранения ППЖ установлены подзаконными актами, согласно которым площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Важно защитить окружающую среду, водоемы от попадания в них загрязняющих веществ.
За неправильное обращение с навозом фермерам будет грозить штраф
16 февраля 2023 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий для юридических лиц максимальные штрафы до 450 тыс. рублей за несоблюдение требований при обращении с побочными продуктами животноводства (Статья 10.8.1 КоАП РФ).
Как сказано в документе, несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей — от 50 тыс. до 60 тыс. рублей, на юрлиц - от 250 тыс. до 350 тыс. рублей. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. рублей, для предпринимателей — от 60 до 70 тыс. рублей, для юридических лиц — от 350 до 450 тыс. рублей. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
При этом у специалистов, изучивших нормативную базу, есть вопросы как к тому, сможет ли Россельхознадзор контролировать использование навоза и помета каждый конкретным хозяйством. Диана Обухова, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии, член Рабочей группы Комитета по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами Государственной Думы ФС РФ, отмечает, что к новому закону о побочных продуктах животноводства профессиональное экологическое сообщество относится скептически, так как гарантировать добросовестность каждого агрария, к сожалению, невозможно.
— Получится ли это у Россельхознадзора, покажет время, но веры мало: изменения в чек-листы до настоящего времени так и не внесены и даже нет проектов, — констатирует эксперт. — Честно говоря, ощущение такое, что истинная задача была не улучшить, а убрать Росприроднадзор из этого расклада. Ну, а получилось то, что получилось…
Диана Обухова также заметила, что профильный бизнес не верит в гарантированность полного иммунитета от исков Росприроднадзора и правильно делает: Федеральный закон № 248-ФЗ и подзаконные акты его не дают. Созданная нормативно-правовая база, мягко говоря, сыровата, может толковаться по-разному, комментирует специалист.
— Все риски, связанные с возмещением вреда окружающей среде, как были, так и остались, — уверена эксперт. — Это, пожалуй, самый дорогостоящий для бизнеса инструмент в руках Росприроднадзора; коэффициенты для расчета вреда землям с/х назначения одни из самых высоких.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в ходе XXI ежегодного съезда производителей и переработчиков молока Молочного союза России еще в начале февраля предупреждал, что по данным, полученным от РСХН, к работе по новым правилам не готовы даже 50% животноводческого сектора и обращался к аграриям с напоминанием о необходимости все необходимые мероприятия, которые предусмотрены законодательством, реализовать.
Что говорят фермеры?
Роман Еремеев, заместителя директора по растениеводству ЗАО «Племзавод «Семёновский», Республика Марий Эл, сообщил, что пока не решено, в какой форме племхозяйство будет отчитываться за навоз: как за отходы или как за ППЖ. Юротдел и экологи предприятия изучают этот вопрос со всех сторон, есть время подумать, так как срок отправки соответствующего уведомления в Россельхознадзор установлен до 1 мая 2023 года.
— Схему работы с навозом после 1 марта 2023 годы мы менять не будем, — уточнил Роман Еремеев. — Она и так у нас в принципе выстроена в соответствии с нормативными документами как для ППЖ.
В племхозяйстве, а у нас шесть животноводческих комплексов, есть лагуны для обеззараживания и выдержки навоза КРС перед внесением в почву. Все эти условия мы уже соблюдаем.
В тоже время эксперт добавил, что племхозяйство рассматривает возможность строительства дополнительных лагун, ориентировочно стоимость одной лгуны обойдется в 3−4 млн рублей. Плюс потребуются средства на оформление документации.
— Окажутся ли нововведения оправданными и проработанными для таких хозяйств, как наше, покажет время: когда закон вступит в силу, когда начнутся проверки и так далее. Только после этого будут ясны недочеты, — подытожил эксперт.
Станислав Санкеев, исполнительный директор Ассоциации «Народный фермер», глава КФХ в Ульяновкой области, положительно оценивает принятие нового закона о побочных продуктах животноводства, поскольку навоз вывели из категории опасных отходов, работа с которыми требовала лицензирования и была многим фермерам не под силу.
Но после изучения документа у эксперта и его коллег осталось недопонимание, и фермеры не знают, как работать дальше, опасаются больших штрафов. Эти вопросы были подняты на совещании Ассоциации «Народный фермер» с замминистром Минсельхоза Оксаной Лут, которая пообещала в ближайшее время дать разъяснения.
— Откровенно говоря, как будет работать закон на практике, сейчас очень сложно оценить. Требования снизились, но насколько сильно и как будет работать система проверок, нам не понятно. Осталось много нерешенных проблем, которые нужно дальше обсуждать и закон дорабатывать в части правил обращения с навозом. Речь идет о пересмотре анализов навоза, упрощения документооборота, изменения правил продаж и внесения его в почву, — заключил Станислав Станкеев.
Михаила Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области, назвал новый закон о ППЖ разумным и понятным, проводящим в норму те понятия, которые и так были очевидны, давно применялись животноводческими фермами, на которых содержат КРС. Поэтому схема работы никак не изменится, все остается по-прежнему.
— Но с административной мерой наказания по новому закону о побочных продуктах животноводства, на мой взгляд, законодатели переборщили, — подчеркнул эксперт. — Поясню, за нарушение закона предусмотрен штраф в размере 450 тыс рублей или приостановка деятельности хозяйства. В случае, когда действительно кто-то выкидывает навоз в реку или на ее берег такое наказание, наверное, обоснованно. Но если хозяйство не исполнило закон, например, по объективным причинам, когда, допустим, разрушилась лагуна и ничего быстро невозможно сделать, то приостановка деятельности приведет к уничтожению фермы. И это, на мой взгляд, антигосударственно.
Татьяна Шарыгина, генеральный директор ООО «Идаванг Агро», в своем комментарии сказала, что пока по данному закону больше вопросов, чем ответов, ответы на которые нельзя найти в силу отсутствия правоприменительной практики.
— Насколько я знаю, профильные структуры (Россельхознадор) в ближайшее время обещают провести для сельхозпроизводителей обучающий семинар на эту тему, пояснила эксперт. — Надеюсь, основные вопросы там будут освещены. Что касается обращения с навозом, то на нашем предприятии вся система давно отработана, думаю, что проблем и больших изменений для нас не будет.
Леонид Саплицкий, генеральный директор АО «Племенной завод «Рабитицы» высказал свое мнение о предстоящих законодательных нововведениях:
— На сегодняшний день я не могу сказать, нужно ли будет нам что-то менять в работе предприятия с учетом нового закона об обращении с отходами. Однако могу сказать, что сейчас у нас действует наиболее современная система по утилизации и обращению с навозом; имеются две лагуны для его хранения. Думаю, больших изменений вводить не потребуется.