Как заявил глава ППК «РЭО» Денис Буцаев, законопроект был разработан для закрепления в законе о концессиях отдельного регулирования сферы обращения с ТКО. Закон также уточняет перечень объектов и роль РЭО в концессионных соглашениях.
Концессионные соглашения будут оптимизированы
«Ключевые положения законопроекта включают возможность заключать концессионное соглашение в отношении двух и более объектов в границах одного региона и корректировать размер валовой выручки в установленном диапазоне по итогам госэкспертизы проектно-сметной документации (ПСД) и получения финансирования. Документ предусматривает гарантии размера валовой выручки концессионера при изменении территориальной схемы; требование передавать полномочия в сфере обращения с ТКО муниципалитетам, если они заключают концессии; а также закрепление обязанности концедентов выплачивать недополученные доходы по договорным основаниям, проводить или финансировать рекультивацию объектов ТКО» — отметил Буцаев.
Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в ответе на запрос отметил:
«Заключение концессионных соглашений на строительство автоматизированных мусоросортировочных комплексов с полигонами планировалось в 2022 году. В связи с изменившимися макроэкономическими условиями параметры финансовой модели реализации проектов оказались неисполнимыми. В настоящее время осуществляется разработка конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения. Таким образом, условия и критерии конкурса находятся в стадии формирования».
«Сейчас в России работает 117 объектов обработки отходов мощностью более 100 тысяч тонн. То есть опыт эксплуатации таких объектов в стране накоплен. — уточнил Буцаев. — РЭО занял активную позицию по работе с регионами в части структурирования концессионных проектов — оказывает всестороннюю поддержку в части экспертизы финансовых моделей и существенных условий соглашения. Так по итогам 2022 года было заключено 27 концессионных соглашений в 14 субъектах РФ на 64,8 млрд рублей. В 2023 году планируется заключение не менее 30 концессионных соглашений на общую сумму более 100 млрд рублей, объем поддержки с участием РЭО составит более 90 млрд рублей, — говорит Буцаев. — При рассмотрении заявки на оказание мер поддержки компаниям РЭО проводит разносторонний анализ реализуемого проекта. В первую очередь проект должен соответствовать целям Национального проекта „Экология“ по обеспечению 100% обработки и 50% утилизации образующихся отходов, вписываться в перспективную схему обращения с отходами, закрепленную Территориальной схемой соответствующего субъекта. Мы также оцениваем проектные решения, применяемые в проекте, смотрим какие технологии применяются: способны ли они выполнить заявленные цели, смотрим состав оборудования и долю отечественных комплектующих».
Для реализации концессионного проекта, удобства управления таким проектом, а также ускоренного предоставления в него финансирования, как правило, создаются проектные компании (SPV). Такова практика рынка государственно-частного партнерства. Важным фактором защиты интересов финансирующих организаций является создание условий, при которых полученная выручка расходовалась бы только на цели проекта. При реализации концессионного проекта проектной компанией кредиторы могут быть уверены, что берут на себя только риски, связанные с конкретным проектом, а не всем бизнесом, который ведет концессионер. Если говорить об установлении требований к потенциальному концессионеру, при проведении конкурсных процедур, то, как полагают в РЭО, установление требования к опыту компаний, входящих в одну группу лиц с инвестором, будут корректны и позволят выбрать наиболее опытного игрока.
В частности, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) объекты обработки, утилизации и размещения будут построены в Салехарде, Новом Уренгое и Муравленко. Подобраны земельные участки, разработана ПСД, проводится ее государственная экспертиза. Получение заключений государственных экспертиз ожидается в начале второго квартала 2023 года. Поддержка РЭО может быть предоставлена после заключения концессионных соглашений.
Размещая облигации для реализации регионального проекта, РЭО привлекает на финансовом рынке средства инвесторов, в том числе физических лиц, и не имеет права инвестировать их в производства, не способные обеспечить их возвратность, отметили в компании.
«РЭО в полном объеме отвечает по своим обязательствам перед кредиторами. В компании выстроена комплексная система оценки рисков и каждый проект проходит процедуру одобрения, которая включает в себя многоступенчатый анализ по функциональным направлениям. Финансирование предоставляется только тем проектам, в которых мы уверены, что закрыты все риски и получено обеспечение и залоги на всю сумму предоставленного финансирования», — отметил глава РЭО.
В процессе проведения экспертизы проектов РЭО может запросить дополнительные документы и потребоваться внести изменения или дополнения какой-либо документации, включая условия концессионных соглашений.
Нестандартный подход к отходам
Буцаев подчеркнул, что работа с отходами в труднодоступных территориях более сложна, чем на остальной территории России.
«Неоднократно на различных площадках звучали тезисы о неприменимости шаблонного подхода к определению целевых показателей, применимых технологий и принципов построения систем обращения с отходами без учета региональной специфики, — считает он. — Проекты в Арктической зоне, и на Юге России должны существенно отличаться — разные климатические и логистические условия, типового проекта не может существовать».
В частности, на труднодоступных территориях невозможно разумным способом исполнять действующее законодательство, считает Буцаев. Вывоз отходов ни ежедневно, ни раз в три дня, согласно СанПиН, организовать невозможно. Некоторые населенные пункты доступны только несколько месяцев в году. Создание объектов обращения с ТКО на труднодоступных и арктических территориях имеет индивидуальные особенности.
«Безусловно, объект на Чукотке или в Магадане будет стоить дороже, чем равнозначный объект на территории регионов Центральной России, а создание объектов в горных местностях, таких, как республика Дагестан, или территориях, входящих в курортные зоны (Краснодарский край), будут иметь различия в реализации, и проблематике создания», — говорит Буцаев.
Стоимость проекта определяется проектной организацией и проходит государственные экспертизы, в том числе подтверждение стоимости создания, поэтому обобщить стоимость по конкретному региону и сравнить ее с другим регионом представляется главе РЭО некорректной.
«Однако отмечу, что, исходя из практики, в регионах со сложными климатическими и инженерно-геологическими условиями, коротким строительным сезоном, где приходится применять специальные технологии и существует длительный процесс создания, совокупность указанных факторов неизбежно влечет рост стоимости».
Транспорт очень часто нужен специализированный — где-то нужны вездеходы, где-то баржи, где-то железная дорога. Организация полигонов в большинстве случаев невозможна, прежде всего, из-за вечной мерзлоты, но и не только. Создавать сортировки на этих территориях также сложно — перевозка вторичных ресурсов до предприятий по их переработке делает их «золотыми». В этих условиях региональные операторы до удаленных населенных пунктов часто не добираются, и работой с отходами в них занимаются сами муниципалитеты. В законодательстве необходимо прописывать особенности работы с отходами на труднодоступных территориях, считают в РЭО.
Для этого, по мнению главы РЭО, надо дать определение труднодоступности, и понять, на кого будет распространяться это регулирование. Учитывая сезонную доступность населенных пунктов, нужно дать возможность вывозить отходы один раз в год — для этого нужно продлить возможность накапливать отходы с 11 месяцев хотя бы до 13, учитывая плавающий график доступности «зимников», переправ и пр. Надо дать возможность заниматься сбором и накоплением отходов на месте муниципалитетам, а региональные операторы должны будут уже работать с вывозом отходов с пунктов накопления.
Но, как считают в РЭО, большого коммерческого смысла отбор и вывоз вторичного сырья из удаленных населенных пунктов не имеют.
«Это можно делать в отношении отдельных ценных видов отходов, например, алюминиевой банки или ПЭТ», — считает Буцаев.
Их сбыт также практически равен нулю из-за труднодоступности и дороговизны транспортировки.