23 мая Государственной Думой принято постановление «Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко об актуальных вопросах природопользования и охраны окружающей среды и о ходе реализации реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»
Депутаты Государственной Думы выразили обеспокоенность:
- медленным переходом объектов I категории на НДТ. Первые 300 объектов I категории должны подать заявки на получение КЭР до 31 декабря 2024 года. Остальные объекты I категории обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года. По данным Росприроднадзора, за период с 1 января 2019 года по 4 апреля 2023 года 149 объектов I категории получили КЭР, что составляет около 2 процентов от общего количества таких объектов (всего более 6000 объектов I категории должны получить комплексные экологические разрешения);
- рисками недостижения в полном объеме отдельных показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» ввиду необходимости увеличения темпов строительства объектов обработки и утилизации отходов и определения источников его финансирования, а также необходимости повышения эффективности работы построенных объектов обработки ТКО в части извлечения вторичных ресурсов;
- экологическими рисками, возникающими в отдельных субъектах РФ в связи с исчерпанием проектной вместимости полигонов ТКО и продолжением использования 26 регионами объектов размещения отходов, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года, не имеют документации, предусмотренной законодательством РФ, и срок эксплуатации которых истекает 1 января 2026 года, отсутствием синхронизации вывода указанных объектов из эксплуатации, их рекультивации и ввода новых объектов в эксплуатацию;
- отсутствием стандартов раздельного накопления отходов в Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, конкретных сроков перехода к раздельному накоплению ТКО, видов отдельно накапливаемых отходов и вторичных ресурсов и схем их потоков в нормативных правовых актах субъектов РФ и территориальных схемах обращения с отходами, а также недостаточным количеством мест сбора вторичных ресурсов;
- рисками застройки территорий, занятых городскими лесами, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- отсутствием особенностей обращения с ТКО на труднодоступных территориях;
- неэффективностью существующей системы РОП, импортеров товаров и упаковки;
- недостаточным развитием системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры населения;
- высоким объемом сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу и ее притоки, реки, впадающие в озеро Байкал и другие водные объекты без очистки или недостаточно очищенными, и низкими темпами строительства и модернизации очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков и ливневой канализации;
- проблемой импортозамещения, особенно в сфере разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья;
- расхождением данных Росприроднадзора, ППК «РЭО», региональных операторов по обращению с ТКО по объемам образования ТКО, доле их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения;
- несовершенством методик расчета размера платы за обращение с ТКО для физ. лиц, юр. лиц и ИП, в том числе расчета нормативов накопления ТКО во многих регионах, сложностью перехода с оплаты по нормативу на оплату по факту, взиманием необоснованных платежей с некоторых категорий граждан (например, владельцев нескольких помещений, ИП, зарегистрированных по адресу проживания владельца помещения), сложностью перерасчета размера платы за неоказанные услуги.
Правительству РФ рекомендовано создать совместно с депутатами Госдумы рабочую группу для рассмотрения вопросов о совершенствовании системы расчета размера платы за обращение с ТКО, об увеличении охвата населения услугой по обращению с ТКО и о поэтапном переходе на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из их фактического объема образования, а также проработать ряд иных вопросов.