Донастройка законодательного регулирования могла бы значительным образом облегчить интеграцию и учет побочных продуктов животноводства в общей системе регулирования деятельности по обращению с отходами, что в перспективе должно привести к повышению инвестиционной привлекательности проектов по переработке органической фракции, снижению давления на тариф по обращению с ТКО за счет синергетического эффекта, а также снизить негативное воздействие данной фракции на окружающую среду. Такое мнение на конференции «Экономика замкнутого цикла: вызовы, опыт и перспективы обращения с органическими отходами» озвучила управляющий директор службы инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина.
Изменение законодательства для живого инвестиционного процесса всегда означает необходимость адаптации нового регулирования к уже существующим экономическим моделям. 2021−2023 годы в сфере обращения с ТКО были периодом активного предоставления мер государственной поддержки (облигационные займы ППК РЭО, зонтичные гарантии крупных проектов со стороны финансовых институтов, Фабрика проектного финансирования ВЭБ. РФ, прямые бюджетные субсидии и пр.).
С принятием в 2022 году Федерального закона «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на повестку встал вопрос об интеграции новой категории продукта и органических отходов в целом в существующую систему комплексов по обращению с отходами и поиску дополнительных синергетических эффектов.
Отметим, что в 2022 году было заключено 26 концессионных соглашений с общим объемом инвестиций около 63,6 млрд руб. Кроме того, для поддержки отрасли начал реализовываться механизм софинансирования капитального гранта субъектов РФ в рамках концессий по созданию объектов обращения с ТКО с общим объемом финансирования в 2022—2024 в размере 8,1 млрд руб. (в 2022 г. — 4,73 млрд руб.). Это позволит ввести 1330 тысяч тонн мощностей по обработке ТКО и 747 тысяч тонн — по утилизации ТКО. Доработка законодательства в сфере ТКО в части обращения с побочными продуктами животноводства также позволит дать дополнительный импульс развитию отрасли и решению экологических вопросов.
Как подчеркнула Светлана Дубинчина, актуальность обсуждения вопросов обращения с побочными продуктами животноводства и органической фракцией обусловлено:
- необходимостью обеспечить информационную открытость данных территориальных схем обращения с отходами (ТСОО) о местах размещения побочных продуктов животноводства (ППЖ), в том числе — отражение направления их движения в рамках регионов;
- потребностью установления обязательности ТСОО для предприятий животноводства в части соблюдения маршрутов перемещения отходов и ППЖ;
- важностью уточнения состава объектов, которые могут выступать объектами концессии и соглашения о государственно-частном партнерстве, в частности, необходимостью включения в их число объектов по переработке иных видов отходов и продукции (не только ТКО);
- дальнейшим развитием раздельного сбора отходов в регионах с высокой концентрацией органической фракции (южные регионы);
- предоставлением возможности сельхозпроизводителям воспользоваться уже существующими сервисами региональных операторов;
- значимостью распространения мер поддержки ППК РЭО на иные категории отходов (не только ТКО).
Обсуждение состоялось в рамках Международной научно-практической конференции: «Экономика замкнутого цикла: вызовы, опыт и перспективы обращения с органическими отходами», при участии представителей уполномоченных органов федеральной и региональной власти, ППК РЭО, Общественных организаций, профессиональных операторов в сфере обращения с ТКО.