Больница и региональный оператор по обращению с ТКО не смогли урегулировать разногласия по договору на оказание услуг по обращению с ТКО — оператор требовал включить в приложение к договору объекты, на которых образуются медицинские отходы класса «А», а сами эти отходы — в объем ТКО. Больница указывала, что медотходы класса «А» нельзя приравнять к ТКО, к тому же, на вывоз этих медотходов больница уже заключила отдельный договор с третьим лицом.
Три судебных инстанции сочли, что прав региональный оператор:
- медотходы класса «А» по своему составу приближены к ТКО;
- действие Закона № 89-ФЗ распространяется на медотходы класса «А»;
- иного порядка по обращению с медотходами класса «А» санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ не установлено;
- к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются нормы законодательства, регулирующие заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Тройка судей СК ЭС ВС РФ вернула дело на пересмотр:
- суды, сославшись подп. 157, 158 СанПиН 2.1.3684−21, привели характеристику морфологического состава медотходов класса «А» и, исходя из того, что медотходы класса «А» — это эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, к ним применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО, сделали вывод о том, что и к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором по обращению с ТКО;
- между тем п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ. Таким образом, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами выведена из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления;
- в Законе об основах охраны здоровья граждан учтена потенциальная опасность воздействия медицинских отходов. Согласно п. 3 ст. 49 данного Закона медотходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- анализ Санитарных правил (в частности, подп. 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684−21) показывает, что положениями правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса «А» по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой. Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса «А» и с ТКО;
- в п. 14 Правил № 1156 закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов;
- несмотря на то, что медотходы класса «А» приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем вывод судов о распространении действия Закона № 89-ФЗ на медицинские отходы класса «А» является неверным;
- кроме того, суды, делая вывод о применении к обращению с медотходами класса «А» норм законодательства, связанных с заключением договора с региональным оператором по обращению с ТКО, не учли, что на момент возникновения разногласий при заключении такого договора больница путем проведения закупок уже заключила договор на вывоз медицинских отходов класса «А» с третьим лицом, а также не исследовали и не оценили доводы больницы и третьего лица об исполнении этого договора;
- анализ норм законодательства указывает на то, что в настоящее время действие норм Закона № 89-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обращением медицинских отходов класса «А», действующее законодательство не содержит норм о безусловной обязанности собственников медицинских отходов класса «А» заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом ссылка регионального оператора на общедоступную информацию о законодательных инициативах, направленных на внесение изменений в п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ в части включения медицинских отходов в область его регулирования, лишь свидетельствует о том, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает регулирование отношений в сфере обращения с медицинскими отходами класса «А» нормами Закона № 89-ФЗ (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. № 309-ЭС22−25 180).
Отметим, что буквально неделей раньше Верховный Суд РФ занял противоположную позицию: определением № 307-ЭС23−607 было отказано в пересмотре дела, в рамках которого оператор по обращению с ТКО взыскал со стоматологии задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО. В рамках данного спора стоматология также ссылалась на то, что:
- действие Закона № 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется;
- несмотря на то, что медицинские отходы класса «А» по составу близки к ТКО, из норм законодательства не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО;
- собственники медицинских отходов класса «А» не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором;
- стоматология заключила договор с третьим лицом на вывоз данных отходов.