Конституционный суд (КС) РФ не согласился с тем, что нормы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) позволяют региональным операторам по обращению с ТКО пользоваться монопольным положением на рынке при определении объемов накопления отходов, произведенных потребителями их услуг. Об этом говорится в Определении КС РФ № 390/2023, которым медицинскому центру «Кинезио» было отказано в рассмотрении его жалобы.
Заявитель просил проверить конституционность статьи 24.10 федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой определение объема и массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством РФ.
Отходы по нормативам, а не по факту
Как следует из материалов дела, «Кинезио» является пользователем нежилого помещения в многоквартирном доме. Суды отказали удовлетворить требования медицинского центра об утверждении в договоре с региональным оператором по обращению с ТКО условия о расчете объема ТКО по фактическому их накоплению. Посчитав, что действующее законодательство позволяет региональному оператору по обращению с ТКО, используя монопольное положение на рынке, производить расчет платы за коммунальную услугу по нормативам накопления коммунальных отходов, который существенно превышает фактические объемы накопления отходов, юристы медцентра обратились в КС РФ.
В своем определении КС РФ сразу же обратил внимание на обусловленную современными условиями становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами специфику соответствующей коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления. КС РФ согласился, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, может определяться двумя способами: исходя из норматива, а также исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО.
Защите прав не препятствует
При этом, КС РФ подчеркнул, что оказание региональным оператором услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора не исключает согласования иных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО его сторонами с последующим перерасчетом соответствующей платы.
КС РФ сослался на пункт 8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, который гласит, что услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора только до дня заключения между сторонами договора, обусловленного конкретными обстоятельствами.
То есть, по мнению КС РФ, оспариваемые нормы «не препятствуют защите прав потребителей коммунальных услуг в том числе посредством оспаривания правовых актов субъектов Российской Федерации об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». И, по мнению КС РФ сами по себе не могут расцениваться нарушающими в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя. Установление и оценка фактических обстоятельств конкретного дела заявителя не относятся к компетенции КС РФ.