Минприроды России в 2023 году проведен анализ действующих объектов обработки ТКО на территории Российской Федерации.

В рамках проведенного анализа следует, что среднероссийская выборка полезных фракций от массы образования ТКО составляет 7,61%, от входящего потока отходов на объекты обработки — 15,4%.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

При этом по информации субъектов РФ в части морфологического состава отходов на территории РФ следует, что пищевые отходы составляют — 17,7%, а полезные фракции составляют — 44,6%, из них:

  • изделия из бумаги/макулатуры — 10,5%;
  • пластмассовые изделий — 7,5%;
  • изделия из стекла — 5,5%;
  • продукция древесины — 3,3%;
  • текстиль, текстильные изделия и кожа — 2,7%;
  • изделия из черных металлов — 1,9%;
  • многослойная упаковка — 1,1%;
  • изделия из резины — 1,1%;
  • изделия из цветных металлов — 0,5%;
  • электронные товары — 0,5%;
  • иные (камни, керамика, бетон, подгузники и др.) — 10%.

Стоит отметить, что Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установлены цели в области обращения с ТКО, а именно:

  • создание устойчивой системы обращения с ТКО;
  • обеспечение сортировки отходов в объеме 100%;
  • снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Одним из приоритетных способов достижения данных целей это утилизация отходов, то есть вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.

При этом эффективная выборка полезных фракций позволит вовлечь больше вторичных ресурсов в хозяйственный оборот за счет их направления на утилизацию, тем самым снизив их объем захоронения.

Также стоит отметить, что 4 августа 2023 г. принят Федеральный закон № 451-ФЗ — «Закон о РОП», которым установлен новый формат работы в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров.

РОП предполагает обязанность производителей и импортеров товаров и упаковки самостоятельно организовать утилизацию (норматива утилизации) товаров и упаковки, выпущенных в обращение, после утраты ими потребительских свойств.

Тем самым, установление % выборки полезных фракций способствует производителям и импортерам выполнить свою обязанность по утилизации в полном объеме, а не платить экологический сбор.

Также данная концепция отвечает, в том числе принципам экономики замкнутого цикла, где вторичные ресурсы рационально используются и возвращаются в хозяйственный оборот.

Единые требования к объектам обращения с ТКО разделены на разделы: общие положения, объекты обработки твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), объекты утилизации, объекты размещения ТКО для структурирования, и приведены в соответствии с принятым положением Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части определения вторичных ресурсов.

Проектом постановления предлагается внести изменения в Единые требования, где необходимо закрепить следующее:

  • Значение показателя извлечения вторичных ресурсов на объектах обработки ТКО, направляемых без раздельного накопления отходов на утилизацию, должно составлять:

Ручная обработка

Автоматизированная обработка

Действующие объекты и объекты, созданные до
1 сентября 2025 г.

не менее 10%

не менее 15%

Объекты, созданные после
1 сентября 2025 г. и действующие объекты после
1 января 2027 г.

не менее 12%

не менее 17%

  • В случае, если на объект обработки поступают только ТКО при совместном накоплении, полученные после раздельного накопления ТКО, показатель выхода вторичных ресурсов устанавливается равным показателю без раздельного накопления ТКО, уменьшенному на 2%.
  • В случае, если на объект обработки ТКО поступают только вторичные ресурсы, полученные после раздельного накопления ТКО, показатель выхода вторичных ресурсов после обработки устанавливается равным 30%, а с 1 января 2027 г. 40%.
  • С 1 января 2026 г. на комплексных объектах в сфере обращения с ТКО, на которых осуществляется компостирование органической фракции ТКО должно отбираться и направляться на компостирование не менее 25% массы ТКО, прошедших обработку. При компостировании органической фракции ТКО допускается возникновение остатков ТКО, извлекаемых из получаемого грунта и направляемых на захоронение.
  • С 1 января 2026 г. на комплексных объектах в сфере обращения с ТКО, на которых осуществляется производство из ТКО топлива, выход топлива должен составлять не менее 20% от массы ТКО, прошедших обработку. При этом топливо может производиться как из остатков ТКО после обработки с дополнительной обработкой на объекте утилизации отходов, так и непосредственно из отходов, отобранных при обработке ТКО для производства топлива.
  • Объекты в сфере обращения с отходами привести в соответствие с Едиными требованиями к 1 сентября 2025 году.

Также предлагается закрепить в Единых требованиях, что обязательным являются технологии автоматизированной обработки ТКО при сочетании с ручной.

Ввиду того, что утилизация отходов — это использование отходов для производства товаров (продукции) (статья 1 89-ФЗ), то на объектах утилизации производится продукция.

Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.

В соответствии с тем, что отрасль обращения с отходами в России сформировалась недавно, на данный момент идет ее успешное развитие и уже есть успешные примеры по созданию в России новых производств, а также локализации в России соответствующих производств в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.

Минпромторг России с 2018 года проводит работу по обеспечению отрасли по обращению ТКО отечественным высокотехнологичным оборудованием в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее — федеральный проект).

Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО, %

Период, год

2018

2019

2020

2021

2022*

2023

2024

Плановое

значение

50%

40%

40%

39%

38%

37%

36%

Фактическое

значение

50%

39,1%

37,5%

34,9%

31,5%

-

-

* Согласно приказу Минприроды России от 15 февраля 2022 года № 103 «Об утверждении методологии расчета показателя «Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов» федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология».

Федеральным проектом установлен целевой показатель по снижению доли импорта оборудования. Достижение целевого показателя способствует выполнению задачи по созданию соответствующей инфраструктуры.

Согласно федеральному проекту значения показателя выполняются и результат за 2021 г. составил 34,9%, при плановом значении — 39%, а за 2022 г. составил 31,5%, при плановом значении — 38%.

Минпромторгом России реализуются меры, направленные на разработку и применение передовых отечественных промышленных технологий в сфере обращения с отходами, (например: механизм специального инвестиционного контракта (далее — СПИК), заключаемый в соответствии со статьей 16 федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; субсидирование НИОКР). Таким образом, по субсидированию НИОКР поступают предложения по оборудованию, которое входит в план-импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2022 г. № 1163.

Также в перечень современных технологий включены технологии по обращению с ТКО.

В качестве примера можно привести компанию ООО «ЭКОМАШГРУПП».

Минпромторгом России подписан СПИК на производство оборудования для автоматизированной сортировки ТКО (технология производства оптических сепараторов с механической классификацией (робот). Технология включена в План мероприятий по импортозамещению оборудования.

Минпромторг также отмечает, что за 5 лет совершен существенный прогресс в развитии отечественного машиностроительного сектора отрасли по обращению с ТКО с конвейерных лент до полного цикла производства включая сортировку, переработку с выделением полезного вторсырья, или энергии.

На сегодняшний день при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов по обращению с отходами предпочтение отдается отечественному оборудованию.

Также сейчас в секторе обращения с ТКО активно развиваются робототехника и сенсорика, которые отвечают за повышение автоматизации процессов обработки ТКО. Это позволяет минимизировать потенциальные риски для людей, работающих в сфере переработки отходов.

Проектом постановления не предусматривается полный запрет на использование иностранного оборудования, только на использование оборудования произведенных на территориях недружественных стран, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022).

В свою очередь Минприроды России считает необходимым развивать отечественные разработки в секторе обращения с отходами, но при крайней необходимости закупку оборудования стоит осуществлять, произведенное на территории дружественных стран.

Минприроды России считает недопустимым стимулировать развитие промышленности и экономики недружественных стран.

Проект постановления содержит положения в части вывода из эксплуатации объектов размещения ТКО после их заполнения. Указанные меры направлены на недопущение возникновения объектов накопленного вреда окружающей среде, в частности, по восстановлению природной среды и рекультивации земель. Также проект постановления содержит положения, описывающие требования в отношении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения ТКО, выведенных из эксплуатации.

Документы