ППК РЭО проанализировал 93 проекта территориальных схем (терсхем) в 43 регионах. 21 субъект оказались в «красной зоне» по проектированию потоков отходов и предприятий по обращению с ТКО. В этих регионах соблюдение сроков реализации мусорной реформы находится под угрозой. В 17 регионах оказалась неверно определена масса образования ТКО. Из-за некорректных данных не удастся вычислить реальные потребности в мощностях обработки ТКО. Эти ошибки необходимо устранить для наиболее эффективного расходования бюджетных средств и снижения доли отходов на полигонах к 2030 году.
«Аналитики РЭО выяснили, что в 21 регионе запланированные перспективные мероприятия не позволяют достигнуть национальных целей по 100% обработке ТКО и снижению захоронения отходов. Либо информация в территориальной схеме не позволяет говорить о достижении указанных целей. Проще говоря, 21 регион рискует не достичь 100% сортировки и снижения доли захоронения на 50% к 2030 году. Потому что некорректно спроектировали инфраструктуру по сортировке и переработке ТКО в территориальных схемах», — рассказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
К регионам, попавшим в красную зону, относятся Белгородская область, Владимирская область, г. Севастополь, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Костромская область, Красноярский край, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Саратовская область, Сахалинская область, Смоленская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра.
«Помимо этого наши аналитики выявили, что в 17 из 43 субъектов выявлено некорректное определение массы образования ТКО. Часть регионов неправильно оценила, сколько мощностей нужно построить для создания комплексной системы обращения с отходами, где-то не отобразили на карте места накопления ТКО. Это может привести к планированию профицитных или дефицитных мощностей. Из-за некорректных данных не удастся вычислить реальные потребности в мощностях обработки ТКО», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
В 15 субъектах выявлен дефицит объектов размещения ТКО, что чревато складированием отходов на свалках, появлением «белых пятен» — территорий, для которых в территориальных схемах нет схемы потоков или используются пункты временного накопления отходов без указания конечного объекта размещения отходов.
Планирование профицитных мощностей объектов обращения с ТКО выявлено в 18 субъектах. Это может привести к недозагрузке данных объектов и необоснованному росту размера платы для населения за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В 6 регионах в схемах потоков отходов выявлены несанкционированные объекты размещения, что нарушает требования Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Справка
В июне 2024 году Правительство РФ приняло постановление № 775, которым утверждены новые Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, или Правила 775. Они вступят в силу с 1 января 2025 года.
В новом своде Правил 775, например, регламентирована процедура проведения общественных обсуждений проектов терсхем, определен перечень органов и организаций, рассматривающих проекты терсхем, в том числе определен предмет экспертизы со стороны РЭО.
Также новые правила регулируют вопрос утверждения проектов терсхем без учета направленных предложений и замечаний. Если орган исполнительной власти субъекта РФ их отклоняет, то их должна рассмотреть специальная комиссия, созданная Минприроды России с участием представителей РЭО. Утверждение проекта территориальной схемы без заключения этой комиссии об отсутствии разногласий будет возможно только по решению регионального правительства.