С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в правила формирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности. Постановление Правительства РФ № 1093 детализирует механизм накопления и хранения опасных отходов в удалённых и труднодоступных регионах, а также вводит новые полномочия и процедуры, которые напрямую затрагивают всех участников отрасли — от региональных операторов до переработчиков.
1. Новый перечень «особых» муниципалитетов и отходов
Теперь в федеральной схеме будет два новых перечня:
-
Муниципальные образования, где допускается накопление отходов I и II классов до 24 месяцев, а хранение — свыше 24 месяцев;
-
Отдельные виды отходов I и II классов, для которых разрешён подобный режим хранения.
Эти меры касаются регионов с особыми условиями логистики — Арктика, Крайний Север, Дальний Восток, где невозможна регулярная транспортировка (реже 1 раза в месяц) к объектам утилизации или размещения.
2. Оператор схемы — ключевая фигура
Предложения по корректировке федеральной схемы теперь формирует оператор системы, определённый по ст. 143 ФЗ «Об отходах производства и потребления», и направляет их в ГК «Росатом». Это делает роль оператора критически важной — от качества его данных зависит включение муниципалитетов в перечень.
3. Новый порядок согласования
Включение в перечни проходит через несколько этапов:
-
Согласование с Роспотребнадзором (оценка санитарных рисков);
-
Согласование с Росприроднадзором (проверка наличия альтернативных объектов размещения);
-
Подтверждение со стороны региональных властей (географические и логистические особенности).
На каждый этап выделяется строго ограниченное время: 30 календарных дней на первое согласование и 10 рабочих дней на повторное, в случае замечаний.
4. Итоговая интеграция в федеральную схему
После согласований Росатом направляет проект в Минприроды России для финального утверждения.
Что это значит ?
-
Необходимо заранее отслеживать появление новых версий перечней.
-
Важно наладить эффективный канал взаимодействия с оператором схемы.
-
При работе в труднодоступных регионах — подготовить доказательную базу для включения в перечни: логистика, объёмы образования отходов, отсутствие инфраструктуры.
-
Появляется возможность расширения присутствия в регионах с новой схемой обращения.
-
Потенциальный спрос на временные хранилища и мобильные решения возрастает.
Если ваш бизнес связан с обращением отходов I и II классов — сейчас лучшее время для того, чтобы встроиться в систему обновлённого регулирования и обеспечить устойчивость логистики на ближайшие годы.