Уже сегодня в рамках реализуемой реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ППК «Российский экологический оператор» проводится масштабная работа — компания участвует в проектной деятельности Правительства Российской Федерации, осуществляет координацию участников отрасли обращения с отходами, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, ППК «Российский экологический оператор» проведена глобальная аналитическая работа по разработке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, которой предусмотрена оптимизация мест расположения и мощностей планируемых ко строительству объектов обращения с отходами, активизация взаимодействия между субъектами Российской Федерации при создании инфраструктуры для обращения с отходами, планировании деятельности по утилизации твердых коммунальных отходов и пр.
С 1 января 2022 года ППК «Российский экологический оператор» определена руководителем федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» (далее — ФП «ЭЗЦ»), в рамках которого осуществляется разработка отраслевых программ, предусматривающих применение различных видов отходов, являющихся вторичными ресурсами, в различных сферах — в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в промышленном производстве, в сельском хозяйстве.
Таким образом, для создания комплексной системы обращения с отходами производства и потребления необходимо проводить анализ и оценку всех образуемых отходов, а также возможные способы их удаления в зависимости от состава. Такой подход позволит оптимизировать расходы на создаваемую инфраструктуру, сформировать привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов и снизить стоимость оказываемых услуг.
Следует отметить, что в настоящее время формируется общественный запрос на дополнительное регулирование обращения с отдельными видами и группами отходов III-V классов опасности, такими как строительные отходы, отходы пищевой продукции, отходы шин и резинотехнических изделий, сельскохозяйственные отходы и отходы животноводства, лом электронной и бытовой техники и др.
При этом для выстраивания государственной политики в отношении таких отходов отсутствуют достаточные и достоверные сведения об объемах их образования, отсутствует система, позволяющая отслеживать движение таких отходов от источников их образования до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.
ППК «Российский экологический оператор» определена оператором федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, в которой в том числе размещается вся экологическая информация.
Таким образом, комплексный подход к централизации функций и полномочий ППК «Российский экологический оператор» позволит построить эффективную систему регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.
В этой связи проектом Указа предусмотрено:
— расширение целей деятельности Компании — формирование комплексной системы обращения с отходами производства и потребления (за исключением отходов производства и потребления I и II классов опасности), обеспечение управления указанной системой, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и изделий, использования таких отходов для изготовления новой продукции и получения энергии, в целях ресурсосбережения и обеспечения эксплуатации информационных систем в области охраны окружающей среды;
— расширение имеющихся полномочий Компании на отходы производства и потребления (за исключением отходов производства и потребления I и II классов опасности);
— включение нового полномочия Компании по осуществлению мониторинга деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
— включение права Компании через свои дочерние общества осуществлять деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений с исполнительными органами субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— включение права Компании по проведению мониторинга состояния объектов размещения твердых коммунальных отходов, в целях установления возможности получения сведений о таких объектах, в том числе их остаточной вместимости;
— корректировка полномочий Компании в инвестиционной области.
Наделение ППК «Российский экологический оператор» полномочием по мониторингу деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами позволит в режиме реального времени контролировать деятельность основных участников реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, не допустить возникновение риска неоказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия Компании в инвестиционной области скорректированы с учетом анализа деятельности ППК «Российский экологический оператор», а также в целях решения такой проблемы, как отсутствие в субъектах Российской Федерации частных инвесторов, которые бы обладали достаточными компетенциями, опытом работы и финансовыми возможностями для реализации сложных проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Подобная ситуация приводит к срыву сроков создания новых мощностей и недостижению показателей по федеральному проекту «Комплексная система обращения с ТКО», особенно в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью. От данных субъектов Российской Федерации в ППК «Российский экологический оператор» поступают предложения о реализации инвестиционных проектов силами самой компании, либо ее дочерних обществ, без привлечения частных инвесторов. Для этого требуется уточнение полномочий ППК «Российский экологический оператор» и формирование финансовых источников для осуществления данного вида деятельности на постоянной основе, в том числе обеспечивающих гарантии возврата инвестиций.
При финансировании инвестиционных проектов Компания, как правило, осуществляет выпуск облигаций, обеспеченных залогом прав требования ППК «Российский экологический оператор» по договору займа и договорам обеспечения, заключаемым в целях реализации соответствующих инвестиционных проектов (далее — Задолженность).
В то же время, в рамках структурирования таких сделок и Компания, и потенциальные приобретатели облигаций сталкиваются с определенными ограничениями, связанными с нормативным регулированием порядка оформления залога и обращения взыскания на заложенное имущество по облигациям. Так, статьей 27.3 Федеральным законом
Одним из инструментов, позволяющих исключить указанные ограничения, являются опционные соглашения, в соответствии с которыми ППК «Российский экологический оператор» обязано продать, а владельцы облигаций обязаны купить Задолженность по заранее согласованной цене, обеспечивающей полное погашение облигаций Компании. Данный инструмент, являясь обеспечительным по своей экономической сути, не входит в перечень допустимого обеспечения по облигациям, установленный статьей 27.3 Закона № 39-ФЗ.
Во избежание необоснованных препятствий для структурирования сделок на условиях, отвечающих взаимным интересам ППК «Российский экологический оператор», потенциальных приобретателей облигаций и инвесторов, реализующих инвестиционный проект, необходимо нормативно закрепить право Компании выпускать облигации без обеспечения.
Наделение ППК «Российский экологический оператор» правом через свои дочерние общества осуществлять деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений с исполнительными органами субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», позволит:
— осуществлять деятельность регионального оператора на территории субъектов Российской Федерации, где деятельность компаний-региональных операторов прекращена, в том числе в связи с их банкротством. Сформировать практику регулирования финансовых потоков, в том числе по дебиторской и кредиторской задолженности;
— обеспечить бесперебойный вывоз твердых коммунальных отходов на территории таких субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что круг юридических лиц, с которым исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, вправе без проведения конкурсного отбора заключить соглашение на срок не более 1 года, ограничен пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», наделение ППК «Российский экологический оператор» вышеуказанным правом не окажет последствий для субъектов предпринимательской деятельности.
Наделение компании правом проводить мониторинг состояния объектов размещения твердых коммунальных отходов необходимо ввиду следующего.
В рамках реализации паспорта федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» предусмотрено проведение ППК «Российский экологический оператор» в отношении объектов размещения твердых коммунальных отходов воздушного мониторинга с использованием беспилотных авиационных систем, результаты которого могут использоваться операторами по захоронению твёрдых коммунальных отходов, что позволит существенно снизить расходы таких операторов.
Проведение компанией такого мониторинга необходимо для формирования информации о количестве размещенных на объектах захоронения твердых коммунальных отходов, а также об их состоянии в целях обеспечения экономической обоснованности тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов (поскольку захоронение твердых коммунальных отходов является регулируемым видом деятельности, эффективность объектов напрямую влияет на размер предельного тарифа на захоронение и на плату граждан за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) и своевременного планирования создания замещающей инфраструктуры.
Проектом Указа предусмотрено вступление Указа в силу со дня официального опубликования, ввиду необходимости незамедлительной реализации ППК «Российский экологический оператор» полномочий в рамках расширенной правоспособности.