Проектом постановления предлагается дополнить Постановление № 2290 пунктом 11, предусматривающим исключение применения к соискателям лицензий и лицензиатам лицензионного требования, обязывающего наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Кроме того, исключается требование об обязательном использовании лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ (абзац пятый подпункта «г» пункта 3 Положения № 2290). Данное исключение будет действовать до даты вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня областей применения и критериев отнесения технологий, использование которых может оказывать воздействие на окружающую среду, к технологиям, проекты технической документации на которые подлежат ГЭЭ (в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона
Обоснование необходимости изменений
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена риском массовой приостановки лицензий на деятельность по утилизации отходов I-IV классов опасности при проведении федерального экологического контроля (надзора) и в ходе процедур периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.
Основная причина — отсутствие четких критериев, позволяющих отнести используемые технологии к категории «новых». При этом наиболее распространенные технологии утилизации отходов, такие как переработка шин, стеклобоя, пластика, макулатуры и др., были разработаны и внедрены еще до принятия Закона № 174-ФЗ, то есть задолго до появления требований о ГЭЭ.
Указанные технологии описаны в информационно-техническом справочнике
ИТС 15−2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)», утвержденном приказом Росстандарта
Социально-экономические последствия
Сложившаяся ситуация, связанная с приостановкой действия лицензий, негативно влияет на достижение национальной цели «Экологическое благополучие», направленной на формирование экономики замкнутого цикла. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации
Кроме того, приостановка лицензий ограничивает возможности хозяйствующих субъектов по самостоятельной утилизации отходов в рамках расширенной ответственности производителей, поскольку одним из оснований для исключения организации из реестра утилизаторов является аннулирование соответствующей лицензии (подпункт 2 пункта 19 Федерального закона
Вступление в силу
Проект постановления вступает в силу со дня его официального опубликования, в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона
С учетом ограниченного срока действия Постановления № 2290 предлагаемые изменения будут действовать до 1 марта 2026 года.
При этом, принимая во внимание срок вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня областей применения и критериев отнесения технологий…», установленный пунктом 4 статьи 9 Федерального закона










