Проектом постановления предлагается дополнить Постановление № 2290 пунктом 11, предусматривающим исключение применения к соискателям лицензий и лицензиатам лицензионного требования, обязывающего наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Кроме того, исключается требование об обязательном использовании лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ (абзац пятый подпункта «г» пункта 3 Положения № 2290). Данное исключение будет действовать до даты вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня областей применения и критериев отнесения технологий, использование которых может оказывать воздействие на окружающую среду, к технологиям, проекты технической документации на которые подлежат ГЭЭ (в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Обоснование необходимости изменений

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена риском массовой приостановки лицензий на деятельность по утилизации отходов I-IV классов опасности при проведении федерального экологического контроля (надзора) и в ходе процедур периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.

Основная причина — отсутствие четких критериев, позволяющих отнести используемые технологии к категории «новых». При этом наиболее распространенные технологии утилизации отходов, такие как переработка шин, стеклобоя, пластика, макулатуры и др., были разработаны и внедрены еще до принятия Закона № 174-ФЗ, то есть задолго до появления требований о ГЭЭ.

Указанные технологии описаны в информационно-техническом справочнике
ИТС 15−2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)», утвержденном приказом Росстандарта от 22.12.2021 № 2964. В соответствии с пунктом 4 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» это подтверждает факт промышленного внедрения данных технологий на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, такие технологии не могут быть отнесены к числу новых, а проекты их технической документации не подлежат государственной экологической экспертизе в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2023 № 673-ФЗ).

Социально-экономические последствия

Сложившаяся ситуация, связанная с приостановкой действия лицензий, негативно влияет на достижение национальной цели «Экологическое благополучие», направленной на формирование экономики замкнутого цикла. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309, к 2030 году необходимо обеспечить вовлечение не менее 25% отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и сырья.

Кроме того, приостановка лицензий ограничивает возможности хозяйствующих субъектов по самостоятельной утилизации отходов в рамках расширенной ответственности производителей, поскольку одним из оснований для исключения организации из реестра утилизаторов является аннулирование соответствующей лицензии (подпункт 2 пункта 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вступление в силу

Проект постановления вступает в силу со дня его официального опубликования, в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», поскольку его положения направлены на снижение обязательных требований и не вводят новых обязанностей.

С учетом ограниченного срока действия Постановления № 2290 предлагаемые изменения будут действовать до 1 марта 2026 года.

При этом, принимая во внимание срок вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня областей применения и критериев отнесения технологий…», установленный пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2023 № 673-ФЗ, — 1 марта 2027 года, предлагаемые нормы будут учтены при последующем переиздании Постановления № 2290.

Документы