В целях обеспечения гарантированного исполнения обязанности по утилизации отходов, образующихся при использовании импортируемых товаров, пунктом 10 статьи 242.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) установлено требование, согласно которому при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортер обязан до дня выпуска товаров и упаковки таможенным органом для внутреннего потребления уплатить экологический сбор либо, в случае самостоятельного выполнения обязанности по утилизации отходов, предоставить банковскую гарантию на сумму сбора или договор поручительства с утилизатором, включенным в соответствующий реестр.

Указанное требование вступает в силу с 1 января 2026 года.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 4 августа 2023 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ) Правительство Российской Федерации до 1 января 2026 года проводит эксперимент по апробации указанного механизма в отношении отдельных групп товаров (в том числе упаковки). Эксперимент направлен на обеспечение бесперебойного исполнения новых требований и предусматривает подачу хозяйствующими субъектами отчетности в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ).

1. Необходимость внесения изменений

По результатам анализа вопросов, выявленных в ходе Эксперимента и применения нормативных правовых актов, принятых во исполнение Законов № 89-ФЗ и № 451-ФЗ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считает целесообразным:

  1. продлить срок проведения Эксперимента до 1 января 2028 года;

  2. изменить дату наступления обязанности импортеров по утилизации отходов от использования товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕАЭС, установив, что такая обязанность возникает не позднее 90 дней со дня выпуска товаров и упаковки таможенным органом, вместо действующего требования о ее наступлении до дня выпуска.

Продление Эксперимента необходимо для урегулирования вопросов, связанных с функционированием ЕФГИС УОИТ и межведомственным взаимодействием, а также для совершенствования процессов подачи отчетности об объемах ввезенных товаров и упаковки, о самостоятельной утилизации и о расчетах экологического сбора.

Смещение даты наступления обязанности импортеров обеспечит практическую реализуемость механизма уплаты экологического сбора. В настоящее время исполнение нормы затруднено, поскольку:

  • дата выпуска товаров таможенным органом заранее неизвестна;

  • фактическая масса товаров и упаковки часто отличается от заявленной в декларации;

  • сведения, предоставляемые импортером, могут расходиться с информацией, поступающей от ФТС России в Росприроднадзор.

Учитывая сроки Эксперимента, предлагается установить дату вступления в силу настоящего законопроекта — 1 января 2026 года.

2. Изменения в статью 242 Закона № 89-ФЗ

Пунктом 6 статьи 242 установлено, что производитель, упаковывающий собственный товар, не обязан утилизировать отходы от использования упаковки, если она не произведена им самим.

Вместе с тем при производстве упаковки, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года № 2414, путем переработки вторичного сырья возникает коллизия: производитель исходного сырья может получить подтверждение Минпромторга России о производстве из вторичного сырья, однако производитель конечной упаковки — нет, что создает сложности при применении понижающего коэффициента к нормативу утилизации.
Для устранения указанного противоречия законопроектом предлагается уточнить пункт 6 статьи 242.

3. Исключение договора поручительства

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 242.1, 242.3 и 245, исключающие возможность представления импортерами договора поручительства при ввозе товаров и упаковки.

Действующая редакция допускает поручительство утилизатора, включенного в реестр, однако единственной мерой ответственности за неисполнение обязательств по такому договору является исключение из реестра, что не обеспечивает должного уровня финансовых гарантий.

Банковская гарантия представляется более надежным и контролируемым инструментом обеспечения обязательств импортера.

4. Уточнение оснований для отказа в подтверждении отчетности

Законопроект дополняет пункт 13 статьи 242.1 положениями о возможности отказа в подтверждении отчетности о самостоятельной утилизации в случаях, когда отчетность представлена в неполном объеме или содержит недостоверные сведения.

Это позволит повысить достоверность данных, направляемых импортерами в рамках расширенной ответственности.

5. Изменения в статью 242.3

Проектом предлагается дополнить основания для отказа во включении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр утилизаторов в случаях:

  • представления неполных сведений;

  • несоответствия деятельности требованиям природоохранного законодательства.

Выездные проверки Росприроднадзора, проводимые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2023 года № 2399, показали, что ряд утилизаторов осуществляют деятельность без соблюдения требований приказа Минприроды России от 11 июня 2021 года № 399, регулирующего обращение с отходами I-V классов опасности.

Так, при утилизации холодильного оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, необходима рекуперация хладагентов, предусмотренная статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Отсутствие соответствующего оборудования делает утилизацию таких отходов незаконной.

В связи с этим предлагается закрепить возможность отказа во включении в реестр утилизаторов при выявлении несоответствия их деятельности установленным экологическим требованиям.

6. Изменения в статью 245

В статью 245 Закона № 89-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие учет ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при расчете суммы, на которую уменьшается размер экологического сбора.

Документы