Комитет Мособлдумы по имущественным отношениям, природопользованию и экологии провёл в здании регионального парламента круглый стол, посвящённый вопросу обращения с медицинскими отходами на территории Подмосковья.
«Тема для нас не новая, только в этом году к данному вопросу возвращаемся во второй раз. По нашему мнению, без создания централизованной системы обращения с медицинскими отходами, построения современной инфраструктуры по их обеззараживанию, обезвреживанию и утилизации невозможно урегулировать возникающие проблемы в этой области. И наша задача сегодня чётко определить дальнейшие действия, чтобы в сфере обращения с медицинскими отходами навести порядок», — обозначил задачу мероприятия председатель Комитета Владимир Шапкин.
На сегодняшний день, по мнению региональных властей, необходимо внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Сейчас обсуждается проект федерального закона, разработанный сенаторами Российской Федерации, который лишь отчасти решает поставленную задачу.
«Одним большим нормативным актом вопрос обращения с медицинскими отходами разом решить не получится, необходимо детализировать его до минимальных элементов. Сначала определить какое количество медицинских отходов образовывается в регионе. Затем установить норматив этого образования и тариф на его обращение. А также понять инвестиционную составляющую, чтобы помимо финансирования сферы за счёт бюджетных средств, привлечь сюда и бизнес», — отметил первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области Виталий Мосин.
В рамках заседания были озвучены основные проблемы в этой сфере. Объёмы медицинских отходов в регионе, как и в стране в целом оценить практически невозможно — единая унифицированная система сбора данных об их количестве и дальнейшей судьбе отсутствует.
«Мы обратились в Минздрав региона и их подведомственные учреждения. Что мы имеем — по нашим данным порядка 67 тыс. тонн в год медицинских отходов А, Б, В, Г класса образуется только в государственных учреждениях системы здравоохранения нашего региона и Москвы. Но нужно понимать, что есть ещё и частный, и федеральный сектор. По имеющейся у нас информации вместе с этими секторами цифра достигает более 300 тыс. тонн в год», — подчеркнул Мосин.
Отсутствует и надлежащий надзор в сфере обращения с медотходами в связи с тем, что Роспотребнадзор может предписывать действия конкретным лицам только в границах лечебно-профилактических учреждений и организаций, имеющих медицинскую или фармацевтическую лицензию.
«Дальнейшее обращение с ними, условно „за пределами забора“ не регулируется санитарно-эпидемиологическими правилами, потому что по нормам СанПиНа обеззараживание и обезвреживание должно происходить в границах лечебно-профилактического учреждения. А выезжают они потом уже, больше похожие на промышленные отходы, не являющиеся медицинскими», — сказал первый замминистра экологии и природопользования Подмосковья.
Особенно остро данная проблема возникла в 2020 году, во время пандемии COVID-19. Тогда лечебно-профилактические учреждения создавались быстро, чего не скажешь про требования по их обустройству — в некоторых отсутствовали автоклавы, печи и иное оборудование по обеззараживанию и обезвреживанию медотходов. Случилось так ещё и потому, что часть больниц были переделаны из непрофильных, то есть там, где не работали с инфекционными возбудителями.
Проблем действительно много. И в Подмосковье к их решению приступили.
На протяжении не одного года Московская область является «драйвером» темы медицинских отходов и даже, как эксперимент, инициировала совместно с государственной корпорацией РОСНАНО создание новой отрасли, как в своё время это было сделано в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
«Как итог в 2016 году сфера ТКО начала свою планомерную реформу. Сейчас мы видим, что результат есть, и новая система не остановилась на достигнутом и продолжает развиваться. Что касается медицинских отходов — мы запустили эксперимент, предусматривающий обеззараживание, обезвреживание и утилизацию медицинских доходов по новым технологиям», — сказал Виталий Мосин.
Такая установка уже размещена в городском округе Жуковский.
«Мы работаем по технологии плазмохимической деструкции. Прошли сейчас апробацию под контролем Роспироднадзора. А сейчас идёт согласовательный процесс с Роспотребнадзором», — подчеркнул советник председателя «РОСНАНО» Виктор Сизов.
Работу станций на полную мощность планируется запустить после прохождения государственно-экологической экспертизы, проведения общественных обсуждений и других работ. По словам первого замминистра экологии и природопользования Московской области, планируется, что в 2023 году работа будет закончена, и можно будет применять технологии на практике.
В некоторых регионах России также приступили к налаживанию работы с медицинскими отходами. В рамках заседания прозвучал опыт специалистов из Санкт-Петербурга и Пермского края.
«Мы разработали цифровую систему, которая позволяет вести точный учёт веса утилизируемых изделий. У нас каждый контейнер снабжён своим QR-кодом и система позволяет в режиме реального времени отслеживать все маршруты. Это дает возможность полностью контролировать процесс», — пояснил Степан Микаберидзе, генеральный директор АО «ПРО ОТХОДЫ» (Пермский край).
По итогам встречи было озвучено, что необходимо законодательно урегулировать этапность введения реформы обращения с медицинскими отходами на территории всей страны.
«Работа по созданию открытой государственной системы обращения с медицинскими отходами, образованными как в границах Московской области, так и в других регионах страны — приоритетная задача работы Московской областной Думы. Мы не оставляем попыток законодательно урегулировать этот процесс на федеральном уровне. Для решения данной задачи направим в профильный Комитет Государственной Думы предложение о включении в состав рабочей группы по совершенствованию системы управления и правового регулирования в сфере обращения с медицинскими отходами представителей от Минэкологии и профильного комитета Думы для дальнейшей работы», — сказал в заключении Владимир Шапкин.