Вопрос
Предприятие расположено в Москве, относится ко II категории НВОС. На предприятии накопилась партия отработанной оргтехники (системные блоки, принтеры, мониторы, картриджи) для передачи подрядной организации на утилизацию (договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I-IV классов опасности). Подрядчик имеет соответствующую лицензию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности — г. Волгоград,
В связи с этим вопрос: имеются ли риски при заключении Договора с подрядчиком, расположенным в другом регионе?
Ответ
Сам по себе адрес (адреса) осуществления лицензируемого вида деятельности, указанный в лицензии потенциального подрядчика, не создает объективные риски для Заказчика при условии, что подрядчик осуществляет обращение с передаваемыми отходами по адресам, указанным в лицензии.
При этом лишь деятельность по транспортированию отходов, фактически, может осуществляться «без привязки» к адресу места осуществления деятельности, указанному в лицензии.
Существует общее (предусмотрено частью 2 ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), в соответствии с которым:
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Однако, несмотря на наличие в законодательстве указанного задекларированного права лицензиата, как известно, в отношении лицензируемых видов деятельности, в частности, в области обращения с отходами I-IV классов опасности (как и многих других «стационарных» лицензируемых видов деятельности) возможность осуществления деятельности неразрывно связана с конкретными адресами места осуществления деятельности, указанными в лицензии.
Исключение составляет деятельность по транспортированию отходов, фактически, не требующая привязи к конкретному адресу места осуществления деятельности.
Это подтверждается, в частности, указанием в «Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ
Так, в соответствии с п. 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ
<…>. Осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
[Напомню, что до недавнего времени механизм «внесения изменений в реестр лицензий» именовался «переоформлением лицензий». В этой связи процитированная норма звучала несколько иначе (что не меняет ее сути): осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии].
Таким образом, повторюсь, если подрядчик планирует осуществлять обращение с передаваемыми ему отходами по адресам, указанным в лицензии, какие-либо риски не возникают.
Справедливости ради, отмечу, что у Заказчика в принципе не должны возникать риски, связанные с нарушением подрядчиком условий лицензии (даже если такие нарушения объективно допущены).
Однако, если Подрядчик нарушает условия лицензии (к примеру, в действиях Подрядчика (лицензиата) обнаружены грубые нарушения лицензионных требований), ключевым риском для отношений подрячика/заказчика выступает возможность приостановления (или прекращения) действия лицензии (и как следствие, приостановления (прекращения) права подрядчика осуществлять лицензируемые виды деятельности).