Практически параллельно приняты изменения в постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» и размещены для обсуждения новые Правила исчисления и взимания платы за НВОС.
Продолжают продвигаться скандальные, отвергнутые практически всем деловым сообществом положения о коэффициентах платы в отношении побочных продуктов производства, признанных отходами. Помимо этого, проект содержит требования об определении платежной базы для ненормируемых загрязняющих веществ, что является прямым противоречием закону «Об охране окружающей среды». Также новые Правила содержат требования в отношении побочных продуктов животноводства, признанных отходами, в том числе формулу расчета в отношении таких отходов.
Таким образом, новое постановление концептуально не меняет подход к обращению с отходами. При этом и изменения в постановление № 255, и новый проект планируются к вступлению в силу 1 сентября 2023 года. Однако природопользователи надеются, что после тщательного обсуждения закона о ВМР на площадке правительства данные документы будут существенно переработаны.
Вице-премьер Виктория Абрамченко услышала деловое сообщество
С момента принятия закона о побочных продуктах производства (
Так, представители бизнеса обращали внимание на ошибки в законе в части взимания платы за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) с применением «драконовских» коэффициентов, если предприниматель не смог реализовать побочные продукты в 11-месячный срок (таким образом, выгоднее признавать всё отходами сразу, чтобы «не попасть» под возможные штрафные санкции, нежели пытаться продавать/применять ВМР). Также вопросы вызывает норма о вторичных ресурсах, которые образуются в ходе выпуска основной продукции и повторно используются в производственном цикле.
Госпожа Абрамченко поручила профильным ФОИВам совместно ППК «РЭО» ликвидировать правовые пробелы и в срок до 1 февраля 2023 года разобраться с применением повышающих коэффициентов при исчислении платы в отношении побочных продуктов производства, признанных отходами; урегулировать обращение «возвратного» сырья на предприятиях; закрепить в нормативных актах применение цифровых технологий для контроля за неиспользованием побочных продуктов по истечении трехлетнего периода; внедрить иные механизмы, которые позволят государству получить достоверное подтверждение реализации побочных продуктов или же их использование в собственном производстве.
Также вице-премьер поручила конкретизировать требования к тому, каким образом недропользователи обязаны обеспечить «сохранность полезных ископаемых и полезных компонентов» во вскрышных и вмещающих породах. Вероятно, соответствующие разъяснения появятся в ведомственных приказах Федерального агентства по недропользованию в феврале 2023 года.