В нашей стране до сих пор много жилых микрорайонов, где для сброса жидких отходов используют выгребные ямы, септики и другие подобные устройства, так как дома не подключены к централизованной системе водоотведения. Но в результате эти стоки все равно в нее попадают и проходят очистку. При этом отношения потребителей и организаций, которые осуществляют очистку сточных вод, никак не урегулированы. Устранить этот правовой пробел призван законопроект, который внесли на рассмотрение депутаты Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
Система без понятия
Как рассказал первый зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Качкаев, этот законопроект в работе у парламентариев уже три года.
«Документ касается именно работы с нецентрализованными источниками водоснабжения и водоотведения», — отметил депутат. В законе даже понятия такого нет. Поэтому авторы законопроекта считают, что понятие «нецентрализованная система водоотведения» необходимо ввести в закон. Как говорится в проекте, — это сооружения и устройства, не подключенные к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема и временного накопления сточных вод и для их дальнейшего сброса в централизованную систему водоотведения.
Таких сооружений в российских городах еще много. К примеру — в Уфе, где жители большого микрорайона, который был построен еще в советское время, когда не было централизованной системы водоотведения, до сих пор пользуются выгребными ямами.
При этом, как сказал председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, такие сточные воды в конечном итоге сбрасывают в централизованную систему водоотведения и проходят очистку в канализационных сооружениях. Это необходимо, чтобы не нарушать эпидемиологическую ситуацию.
К нецентрализованной системе водоотведения можно отнести и пруды, и накопители, и испарители, и выгребные ямы, куда сбрасывают сточные воды, считает Павел Качкаев.
«Нечистоты из них в конечном итоге следует сбрасывать в централизованные системы водоотведения, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды», — отметил парламентарий.
Транспортировка и утилизация только по договору
Кроме этого, авторы законопроекта предлагают отрегулировать прием и очистку поливомоечных, дренажных вод, поступающих с улиц и общественных пространств. Ведь, как говорится в законопроекте, сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и с улиц и парков, с осадками и из почвы.
«Системы водоотведения включают не только стоки от жилых зданий, у которых нет выхода в центральную систему. Это еще и воды, которые образуются в результате полива улиц, талые воды, другие жидкие отходы, которые нужно очищать, чтобы они не наносили вред окружающей среде», — пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Также она рассказала о том, что благодаря поправкам в закон будут урегулированы отношения между абонентами, которые используют любые сооружения нецентрализованной системы водоотведения для сброса жидких отходов, и организациями, которые занимаются их очисткой и утилизацией.
«Документ вводит форму заключения договора на прием сточных вод из нецентрализованной системы водоотведения, на их транспортировку. Наличие таких договоров позволит дать финансовую поддержку водоканалам, что очень актуально для большинства из этих предприятий», — считает Разворотнева.
Ведь сейчас большую часть образующихся водопроводных осадков и сточных вод после очистки не используют, а водоканалы вынуждены нести значительные затраты на их хранение или утилизацию.
Как подчеркнул Сергей Пахомов, ключевая задача новой версии закона — повышение уровня учета и еще более тщательный контроль за использованием водных ресурсов.
«Законопроект учитывает все те изменения, о которых на протяжении последних лет мы говорили и на заседаниях нашего комитета, и в кулуарах совещаний в министерстве строительства и ЖКХ», — подытожил председатель профильного думского комитета.