Белый дом внес в Госдуму законопроект, которым вводятся штрафные санкции для крупных регулируемых компаний за непредставление или искажение информации о выбросах парниковых газов. Цель законопроекта — добиться достоверности госучета их выбросов. Эксперты называют документ логичным, а штрафы — существенными, но отмечают необходимость уточнения его положений в части санкций за предоставление заведомо неверной информации.
Правительство одобрило и внесло в Госдуму проект поправок к КоАП, которые вводят административные санкции за непредставление, представление неполных или заведомо недостоверных сведений о выбросах парниковых газов крупными эмитентами. Сейчас регулирование, действующее для исполнения международных обязательств России в рамках Парижского климатического соглашения, требует от предприятий, выбрасывающих больше 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год, с 2022 года предоставлять углеродную отчетность. Срок ее подачи за текущий год — 1 июля 2023 года.
С 2023 года, заметим, начнет действовать новая, доработанная, методика определения объема парниковых выбросов. В ней актуализированы производственные процессы и виды деятельности, которые производят парниковые газы, уточнен и конкретизирован перечень исходных данных для количественного определения выбросов, а также добавлена методика определения объема поглощений парниковых газов. После 2024 года отчетность по ней станет обязательной для предприятий и с выбросами более 50 тыс. тонн углекислого газа.
Согласно предложенным Белым домом правкам к КоАП, отсутствие отчета, как и представление его с нарушением установленного срока либо с заведомо недостоверной информацией, повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в 35−50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 100 тыс. до 250 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Опрошенные эксперты отмечают, что предлагаемые штрафы для компаний существенны и (хотя углеродное регулирование фактически не относится к экологическому) соразмерны максимальным экологическим штрафам за нарушения компаниями законодательства об отходах, хотя первая версия законопроекта, появившаяся в 2021 году, предполагала, что санкции для компаний могут достичь 1 млн руб.
Между тем для предприятий, которые никогда не занимались сбором и анализом таких данных, затраты на подготовку соответствующей отчетности будут выше, чем штрафы.
Многие же крупные компании в России давно знакомы с углеродной отчетностью и отчасти автоматизировали этот процесс, что не потребует больших издержек.
«Законопроект ожидаемый. Сначала появилось требование обязательной отчетности, а следом — санкции за его невыполнение», — говорит Владимир Лукин из Kept.
«Штрафы — для стимулирования. У нас же все на этом построено — стимулируем наказанием. Критерии отнесения к регулируемым организациям опубликовали в марте 2022 года. Все заинтересованные лица вполне могли подготовиться», — добавляет Ирина Демина из «ENV-консалтинг».