Минприроды разродилось проектом новой версии Правил проведения рекультивации и консервации земель, т.к. крайне неудачными оказались действующие Правила, что были утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, сообщает telegram-канал «Зеленый змий».

Так, в нарушение статьи 13 Земельного кодекса в прежнем документе одновременно (а не раздельно) рассматриваются порядок рекультивации и порядок консервации. Многие положения «старых» Правил непрозрачны, поскольку не устанавливают четкие критерии либо не подкрепляются нормами других актов. Нелогичное изложение, в котором перемежаются процедурные действия с их смысловым наполнением, лишь усугубляет негативный фон.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Минусы постановления № 800 носят объективный характер и обусловлены абсолютно недостаточным отражением вопросов рекультивации земель (точнее почвенного покрова) в соответствующих законодательных актах. А ведь рекультивация относится к основополагающим видам природоохранной деятельности, ибо объявлена главным мероприятием по возмещению вреда (статья 78 федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Следует четко понимать: необходим не один акт, а целая система актов, где надо раскрыть основные термины/понятия (на уровне конкретных показателей, числовых значений), установить содержание мероприятий (например, в зависимости от назначения земель, состава задач, направлений рекультивации, её способов), определить процедурные действия и пр. Отметим, рекультивация земель — это основная составляющая федерального проекта «Чистая страна».

Тем удивительнее, что изменения, предлагаемые в Правила, носят косметический характер, не повлекут за собой существенных улучшений документа и, как следствие, самой сферы регулирования. Даже дискуссия, развернувшаяся между ФОИВ в отношении предлагаемых «постоянных комиссий по вопросам рекультивации, консервации земель», довольно условна. Такие комиссии формально действовали в муниципалитетах больше двадцати лет. Понятно, что для обеспечения их деятельности необходимы экспертно-аналитические структуры, которые должны, в свою очередь, руководствоваться четко установленными нормами, правилами, требованиями. Получается замкнутый круг…

На протяжении формирования природоохранного законодательства неоднократно вставал вопрос о разработке и принятии закона об охране почв. Готовили много редакций такого законопроекта, однако он по-прежнему не принят, потому что разработчиками не была корректно и обоснованно определена область регулирования. Объективно её не получится установить и сейчас. Вместе с тем, как показывает ситуация с рекультивацией земель, этот вопрос остается весьма актуальным и может быть решен в рамках дальнейшего развития положений Земельного кодекса.

Документы