По оценкам экспертов, до половины ТКО составляет упаковка. Коробки, пакеты и бутылки будут и дальше забивать контейнеры, чему помогут и сервисы доставки, становящиеся все популярнее. Сейчас за утилизацию тары платят потребители. Перенести эту обязанность на производителей предложили в кабмине, где еще в апреле подготовили соответствующий законопроект. 13 июня документ рассмотрели в Комитете Госдумы по промышленности и торговли. Депутаты рекомендовали принять поправки, а также добавили свои.
Летающие пакеты приземлят в 2027 году
Механизм так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), который обязывает их утилизировать упаковку, в России появился еще в 2015 году, но и спустя восемь лет он так и не заработал, признали в кабмине. «Реализация РОП не привела к существенному экономическому стимулированию развития отрасли обращения с отходами от использования товаров, повышению объемов их утилизации и снижению объемов их захоронения», — говорится в пояснительной записке к документу.
Согласно законопроекту, утилизировать упаковку будут компании и индивидуальные предприниматели, которые производят товары в России, а также импортеры товаров из государств — членов ЕАЭС и других стран.
От утилизации отходов можно и отказаться, но влетит это в копеечку — тем, кто не хочет возиться с мусором, придется заплатить экологический сбор.
Также документом определены три этапа реформы РОП: к 1 января 2025 года утилизацию упаковки планируют довести до 55 процентов, к 1 января 2026-го — до 75 и к 1 января 2027 года — до 100 процентов.
Вместо ракет и прицелов — зарядки и фотоаппараты
Комитет Госдумы по промышленности и торговле рассмотрел проект закона на заседании 13 июня.
«В целом документ рекомендован к принятию», — рассказал «Парламентской газете» председатель комитета Владимир Гутенев.
Он отметил, что комитет предложил добавить в законопроект поправки, которые освобождают от уплаты экологического сбора предприятия оборонного комплекса: «Фактически ОПК и так не попадает в сферу ответственности. Но мы бы хотели, чтобы данная норма была четко прописана, так как такие предприятия испытывают большую нагрузку».
Многие предприятия оборонки выпускают гражданскую продукцию, например, наряду с ракетами — зарядные станции и аккумуляторные батареи для электротранспорта, а, кроме прицелов для стрелкового оружия, еще фотоаппараты.
«Успешная реализация поручения президента о диверсификации ОПК уже привела к тому, что доля гражданской продукции на отдельных предприятиях оборонки сегодня доходит до 40 процентов», — отметил депутат.
И эти товары уже могут попадать под РОП.
«Оборонные предприятия обеспечивают России технологический суверенитет в части гражданской продукции. Именно поэтому у них должны быть особые преференции», — считает Владимир Гутенев.
Представители Министерства экологии и природных ресурсов идею поддержали, сообщив, что готовы внести такие поправки ко второму чтению законопроекта.
Правда и мифы о расширенной ответственности производителей
Реформу расширенной ответственности производителей в России должны были запустить еще 1 января 2022 года, но уже в декабре 2021-го стало понятно: изменений пока не случится. Тогда против новаций выступили Минэкономразвития, Минсельхоз, Минпромторг, а также сами производители. Главный аргумент — в стране нет мощностей для переработки таких отходов.
Строительство новых мусорных заводов в 2021 году застопорил коронавирус: многие стройки в стране просто встали. Сегодня темпы строительства снова набирают обороты.
Другая распространенная страшилка — переработка упаковки приведет к росту цен на товары, рассказывал ранее «Парламентской газете» депутат Николай Валуев:
«Удорожание продукции — самый действенный аргумент, который легко будоражит малопросвещенную общественность. Но в действительности это миф, запущенный производителями для создания клуба единомышленников по сопротивлению реформе РОП».
Потенциальный рост цен накануне рассмотрения законопроекта в Госдуме рассчитали в Торгово-промышленной палате. По оценке экспертов, цены вырастут несущественно, например, на молоко на 0,09 или 0,1 процента в зависимости от марки, а на электронику — на 1,15 процента.