Сегодня на площадке Комитета состоялось обсуждение законопроекта Правительства Москвы, которым предложено наделить регионы полномочиями по организации обращения с отходами III-V классов опасности — в этих категориях находятся отходы, не являющиеся ТКО, в том числе строительный мусор, отработанное моторное масло и автопокрышки, продукты жизнедеятельности домашнего скота и птицы, бытовая техника и электроника, текстиль, бумага и ряд других, сообщается на официальной странице Председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина.
В регионах вопросы сбора и утилизации таких видов отходов решаются по-своему. Представитель Нижегородской области рассказал, с какими трудностями при этом приходится сталкиваться: еще в 2008 году было выпущено постановление, по которому устанавливался особый порядок обращения со строительными отходами, однако по протесту природоохранной прокуратуры решение было отменено. В 2021 году в области был разработан еще один порядок, который также не был согласован прокуратурой: причина — отсутствие у региона необходимых полномочий. В то же время в Нижегородской области только в прошлом году было ликвидировано 885 свалок, в структуре которых стройотходы занимают большую часть.
Правительство Москвы сегодня представило законопроект, которым предлагается дать конкретные полномочия регионам для разработки собственных схем обращения с отходами III-V классов опасности, и решаются другие задачи, связанные с накоплением, транспортировкой, утилизацией и учетом в информационных системах. В документе также определено, что региональные правила устанавливаются в зависимости от демографических, климатических, финансовых и иных особенностей.
На площадке Комитета состоялось первое осуждение «московского законопроекта»: некоторые регионы высказываются в его поддержку, но вопросов остается пока много. Например, уже на этой стадии Росприроднадзор не поддержал передачу регулирования вопросов, связанных с обращением отходов III-V классов опасности, на уровень субъектов РФ.
Данная законодательная инициатива требует взвешенного подхода и серьезной проработки всеми сторонами — и регионами, и федеральными органами власти. Цель — гармонизировать законопроект с уже действующей законодательной и нормативной базой.
Комитет предложил создать группу по выработке общего решения, в которую приглашаются все участники сегодняшнего совещания. Результатом должно стать внесение и принятие законопроекта — регионам необходим этот документ, чтобы выстроить работающую и прозрачную систему.