В некоторых регионах нашей страны большой популярностью пользуются мусоровозы с лебедкой. Она захватывает контейнер скандинавского типа и притягивает его, опрокидывая емкость с мусором в загрузочный бункер. Метод получил широкое распространение в европейских странах, после чего в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях переняли удобную технологию и стали активно ее использовать.
Раньше такие машины поставлялись из-за рубежа, однако уход с рынка западных производителей привел к дефициту мусоровозов с лебедкой. Один из ведущих российских производителей решил ответить на актуальный запрос рынка. Генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьева рассказала об истории создания техники для работы с контейнерами скандинавского типа и о первых покупателях машин во втором по величине городе России — АО «Невский экологический оператор» (НЭО) и его генеральном подрядчике — ООО «ЭкоЛэнд». А представители двух компаний поделились впечатлениями о сотрудничестве со смоленским предприятием.
Импортозамещение в действии
Запрос на изготовление новой модификации завод получил на технологической конференции регоператоров в Смоленске в августе 2023 года. Представители Невского экологического оператора, отвечающего за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и захоронение ТКО в Санкт-Петербурге, сообщили, что у них есть потребность в мусоровозах, которые способны загружать отходы из 6−8-кубовых контейнеров скандинавского типа с помощью лебедки. При этом оптимальным решением стала бы машина, способная работать с любыми контейнерами. Как рассказал директор по логистике АО «Невский экологический оператор» Михаил Фёдоров, в городе используются разные виды емкостей для мусора, включая евроконтейнеры и «лодки».
«Мы поняли, что пришло время устранить образовавшийся на рынке дефицит и предложить технологичное отечественное решение оператору, работающему в одном из самых крупнонаселенных городов России с высокой интенсивностью движения и высоким уровнем образования отходов. В итоге мы импортозаместили мусоровозы с лебедкой, причем пошли дальше и реализовали идею, озвученную НЭО: в отличие от „европейцев“ наши машины могут работать с контейнерами любого типа. Гордимся тем, что наша техника теперь используется и в Санкт-Петербурге», — рассказала Ольга Соловьева.
Новую модификацию самой популярной модели мусоровозов в линейке завода — СМ16−03 на базе JAC N200S на смоленском предприятии разработали уже в конце 2023 года. Учитывая индивидуальные пожелания АО «Невский экологический оператор», связанные со спецификой условий эксплуатации техники в регионе, машину оснастили лебедкой, а проблесковые маячки разместили ниже, чем у стандартных мусоровозов, для удобства движения через арочные проезды. Также предусмотрели дополнительную боковую защиту рукавов высокого давления и гидроцилиндров от внешних воздействий: теперь они скрыты под металлическим коробом. Кстати, с такой защитой с 2024 года выпускаются все модели мусоровозов СМ.
Новый СМ16−03 был отправлен на испытания к подрядчикам НЭО: в декабре 2023 года машину передали ЗАО ЖСК «Спецтранс», а в апреле 2024-го — ООО «Ресурс-АТЭ», а также компании «ЭкоЛэнд», которая стала главным тестировщиком новых мусоровозов.
Слышать и воплощать: от первых замечаний до выпуска готового продукта
Генеральный подрядчик АО «Невский экологический оператор» — ООО «ЭкоЛэнд» представлен на рынке обращения с отходами более 10 лет. Компания обслуживает пять правобережных районов Санкт-Петербурга, в которых проживает около 3 млн человек. Объем и масса перемещаемых отходов составляет 1 млн тонн или 5,5 млн куб. м в год.
В начале 2024 года Невский экологический оператор передал подрядчику на несколько дней тестовый мусоровоз Смоленского завода КДМ. Требовалось дать отзыв о машине, оценить новое оборудование, подумать, как дополнительно адаптировать технику к условиям эксплуатации в регионе. Спустя неделю специалисты компании внесли ряд предложений, таких как реконструкция приемного бункера мусоровоза, оборудование машины порталом и доработка лебедочного механизма.
«Большинство производителей, к которым мы обращались, отказывались адаптировать свои мусоровозы под наши нужды и предлагали приобретать то, что есть. Поэтому мы не рассчитывали, что коллеги с ООО „Завод КДМ“ настолько внимательно отнесутся к нашим пожеланиям, плотно включатся в работу и будут детально обсуждать с нами все нюансы», — рассказал заместитель генерального директора ООО «ЭкоЛэнд» Михаил Васильев.
Специалисты смоленского завода постоянно находились на связи со службой технической эксплуатации ООО «ЭкоЛэнд». Результатом этой работы стал готовый продукт для использования в Санкт-Петербурге, созданный с учетом всех индивидуальных потребностей заказчика.
«Из всех подрядчиков Невского экологического оператора „ЭкоЛэнд“ внес наибольший вклад в процесс создания мусоровоза для Северной столицы. По просьбе компании мы доработали лебедочный механизм, поставили установку на шасси JAC N200S с пневмоподвеской, которая позволяет регулировать клиренс и обеспечивать плавность хода независимо от загруженности машины и рельефа местности. Именно в таком виде мусоровоз попал к НЭО и затем на рынок Санкт-Петербурга. Серийное производство модификации началось в мае 2024-го», — пояснила генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьева.
О машине
Мусоровоз СМ16−03 на шасси JAC N200S с колесной формулой 4х2 с объемом бункера 17,5 куб. м при цене «средняя плюс» состоит из высококачественных комплектующих. При изготовлении загрузочного устройства используется высокопрочная сталь Hardox 450 или ее аналоги, а премиальное лакокрасочное покрытие с цинконаполненным грунтом повышает срок эксплуатации машины, которая работает в непростых условиях. Высокий регулируемый коэффициент прессования до 1:7 позволяет регулировать степень сжатия мусора в зависимости от поставленных задач.
Для удобства операторов пульты управления расположены с обеих сторон как внутри кабины, так и снаружи на надстройке. Кроме того, возможна регулировка скорости и усилия прессования с центрального пульта.
Гарантия на мусоровоз составляет 24 месяца или 4000 моточасов.
СМ16−03 на службе у АО «Невский экологический оператор»
Опираясь на опыт генеральных подрядчиков, которые тестировали новинку и активно участвовали в доработке модели, в рамках обновления автопарка и повышения эффективности сбора отходов АО «Невский экологический оператор» приобрело пять единиц СМ16−03 с лебедкой на базе JAC. Также парк компании пополнили восемь моделей СМ10. Выбор техники был также обусловлен особенностями маршрутов и составом используемых контейнерных групп.
Мусоровозы СМ16−03 используются для сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов в городских условиях на протяжении года. Помимо наличия лебедки, ключевым требованием к технике являлась вместимость, поскольку компания работает с разными контейнерами объемом от 0,36 куб. м до 10,5 куб.м.
«Покупка СМ16−03 полностью оправдала себя как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения эксплуатационных качеств, в частности, благодаря хорошему коэффициенту прессования. Вместимость мусоровоза составляет 112−115 кубов — это очень хороший показатель. Условия поставки были соблюдены. В ходе эксплуатации СМ16−03 выезд сервисной службы производителя ни разу не потребовался, как и дополнительное оснащение машин после покупки. В будущем компания планирует приобретать новые мусоровозы, рассматривая при этом предложения от Смоленского завода КДМ», — отметил директор по логистике АО «Невский экологический оператор» Михаил Фёдоров.
Поставка в сжатые сроки
ООО «ЭкоЛэнд», увидев такое внимательное отношение смоленского предприятия к своим запросам и оценив эксплуатационные качества машин, также приняло решение приобрести три мусоровоза СМ16−03. В ходе их использования сервисные инженеры завода обеспечивали всестороннюю техническую поддержку машин и оперативно отрабатывали рекламации.
В январе 2025-го сотрудники ООО «ЭкоЛэнд» вновь обратились к ООО «Завод КДМ» с просьбой в сжатые сроки осуществить поставку 17 мусоровозов (шасси под надстройки уже имелись в наличии у заказчика). Смоленское предприятие оперативно отреагировало на запрос и обязалось предоставить технику в течение 25 рабочих дней. Точно в срок партия из 17 СМ16−03 была в Санкт-Петербурге, машины работают на линии в Красногвардейском районе города.
Развивая сотрудничество
Сейчас автопарк компании «ЭкоЛэнд» насчитывает более 160 мусоровозов, 20 из них — машины производства ООО «Завод КДМ».
«Мы рады развивать сотрудничество с ООО „Завод КДМ“, и уже обсуждаем новые проекты, — поделился планами заместитель генерального директора ООО „ЭкоЛэнд“ Михаил Васильев. — Хотим сказать отечественному бизнесу, что и на нашем рынке можно найти конкурентные технические решения. Они есть».