Систему расчета экологического сбора на автомобильные шины в России пересмотрят с 1 января 2026 года, сообщают «Известия». Планируется, что его итоговая ставка будет зависеть от уровня канцерогенности конкретного изделия, сообщили источники в кабмине. В Минпромторге подтвердили, что проект постановления правительства по этому поводу согласован. В итоге экосбор на шины с высоким содержанием опасных веществ вырастет минимум вдвое, полагают эксперты. Увеличение коснется прежде всего импортных шин — 40% из них не соответствуют требованиям ГОСТа по содержанию канцерогенов. На стоимость шин, отвечающих экологическим требованиям, пересчет сбора не повлияет. При истирании покрышек об асфальт образуется мелкая резиновая пыль, которая опасна для экологии и здоровья человека, напомнили эксперты. Канцерогены могут приводить к развитию в том числе онкозаболеваний.
Как будет рассчитываться экосбор
Новую систему расчета экологического сбора на автомобильные шины планируют ввести в России уже с 1 января 2026 года, сообщили источники в правительстве. В методику расчета базовой ставки будет добавлен еще один компонент — уровень канцерогенной безопасности материалов, из которых произведены шины.
«Ставка экосбора повысится для участников рынка, которые осуществляют реализацию канцерогенно-опасных шин. Четкое определение канцерогенной безопасности шин есть в ГОСТ Р 51 893−2024 „Шины пневматические“, который вступил в силу в сентябре 2025 года», — сообщили там.

Соответствие установленным критериям канцерогенной безопасности подтверждается на основании испытаний шин, которые проводятся аккредитованными лабораториями.
«Минпромторг России ожидает, что повышение экологического сбора не затронет ответственных отечественных производителей. Введение повышенного экологического сбора в отношении канцерогенно-опасных шин сократит объем такой продукции на рынке — такая мера станет актуальной в рамках работы государства по увеличению продолжительности жизни населения», — подчеркнули в министерстве.
Чем опасны шины с канцерогенами
Когда покрышки истираются об асфальт, образуется мелкая резиновая пыль, которая опасна для экологии и здоровья человека, рассказала «Известиям» химик-технолог, эколог Валентина Белоусова.
— Она попадает в почву, воду, «висит» в воздухе, — отметила эксперт. — Особенно опасна эта пыль, если в состав шин входят полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) — многие из них относятся к канцерогенам и представляют серьезную опасность для здоровья человека.
Так, исследования воздуха в Москве показали, что его основным загрязнителем стала именно истертая в мелкую пыль резина покрышек — ее доля среди всех вредных веществ доходит до 60%. Например, легковые и небольшие коммерческие автомобили на каждом километре оставляют 0,051 г такого микропластика — это в пять раз выше международных нормативов по предельным значениям выбросов вредных веществ.
— Канцерогены действуют на детородные органы, вызывают развитие раковых опухолей, негативно влияют на легкие, желудок и другие органы. Для экологии они также губительны — верхний слой почвы, где канцерогены накапливаются и быстро проникают в растения, не подлежит восстановлению. В такой почве постепенно погибает всё, что уже выросло, — пояснила она.

Директор центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета Юлия Франк добавила, что подобный микропластик со стоками попадает в реки, озера и моря, а также может переноситься ветром даже в отдаленные районы.
— Исследуя бассейн Оби, мы пришли к выводу, что микрофрагменты автомобильных шин вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды, — рассказала она. — Особенно заметно их присутствие в снеговом покрове. Биологи отобрали по три пробы снега в 22 зонах, расположенных вдоль мегапрофиля от Арктики до гор Алтая. В пробах снега, отобранных на восьми участках, среди загрязнителей преобладали именно микрофрагменты шин.
А в городах-миллионниках, в частности в Новосибирске и Омске, в результате истирания шин в воздух может попадать до 95% всех полимерных микрочастиц, сказала Юлия Франк.
Как будут вестись расчеты экосбора
Новая система расчета экосбора для шин призвана исправить ситуацию через экономический механизм: если производитель не может подтвердить безопасность своей продукции, его издержки вырастут в разы, пояснил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
В 2025 году экологический сбор за тонну шин составляет около 185 тыс. рублей (базовая ставка 10,3 тыс. умножается на коэффициент сложности утилизации 18). С 2026-го базовая ставка вырастет до 11,1 тыс., а для шин без сертификата безопасности добавится дополнительный повышающий коэффициент.
— В результате экосбор за тонну «несертифицированных» покрышек может достичь 389 тыс. рублей — это более чем двукратное увеличение, — подчеркнул эксперт. — Для импортера разница составит порядка 200 тыс. рублей на тонну шин.
Если взять стандартный для легкового автомобиля комплект весом около 35 кг, то в 2026 году для шин с сертификатом безопасности экосбор составит примерно 3,3 тыс. рублей. Для того же комплекта шин без сертификата — уже около 6,6 тыс. рублей, привел расчеты Алексей Иванов. Для кроссоверов и внедорожников, где комплект потяжелее (50−60 кг), разница вырастет до 5−5,5 тыс. рублей.
Вводимые меры укладываются в общую логику расширенной ответственности производителя, которую государство последовательно выстраивает последние годы.
— Система работает просто: либо обеспечиваешь безопасность и переработку отходов, либо платишь значительно больше, — пояснил эксперт. — Для отечественных производителей это импульс к модернизации технологий и повышению качества продукции. Для импортеров — сигнал более внимательно подходить к выбору поставщиков. В конечном счете выигрывают российские потребители, которые получат более безопасную продукцию, и экология страны в целом.

Тот факт, что 89% отечественных шин соответствуют требованиям по уровню канцерогенности, лишний раз подтверждает, что шинная отрасль относится к одной из самых современных и высокотехнологичных в стране, полагают эксперты.
Основной кластер с мощностями более 40 млн единиц в год сформировался в 2000-е и 2010-е, когда крупнейшие мировые шинные бренды построили на территории страны самые современные предприятия. Именно в этот период в России были запущены площадки Michelin, Nokian Tyres, Pirelli, Yokohama, Continental и Bridgestone.
В 2021 году производство шин в России достигло пика: суммарно выпустили почти 66 млн штук всех типов, причем 40% (25 млн) из них ушли на экспорт более чем в 40 стран мира.
В 2022-м шинное производство в РФ столкнулось с серьезными изменениями, связанными с уходом ряда иностранных брендов и введением европейских и американских санкций на экспорт шин из России. Снизились как объемы производства, так и объемы экспорта.
Однако, несмотря на значительные сложности, шинное производство удается не просто сохранять, но и развивать, пояснил замминистра промышленности и торговли Михаил Юрин.
Компании Pirelli и Yokohama не уходили с российского рынка, полностью сохранили мощности и наращивают объемы производства. Titan International Inc. также сохраняет свое деятельное присутствие в России. Крупнейший в стране шинный завод, ранее принадлежавший Nokian Tyres, сейчас входит в активы компании «Татнефть».
Примером устойчивости в условиях санкций Михаил Юрин назвал бывшие заводы Continental и Bridgestone в Калуге и Ульяновске, которые вошли в состав шинного холдинга «Кордиант».
По словам заместителя министра, из площадок, принадлежавших иностранным брендам, только завод Michelin пока находится в относительной неопределенности: там развиваются направления ошиповки и восстановления шин, новые модели шин находятся в разработке.

Логика дифференциации размера экосбора в зависимости от уровня канцерогенности шины, безусловно, есть, считает член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Эта мера должна защитить интересы прежде всего российских производителей шин, ведь практически вся их продукция отвечает новым требованиям. Однако необходим аккуратный и взвешенный подход, учитывающий и другие факторы, уверен эксперт.
— Мы видим примеры, к чему приводит следование «зеленой повестке» без оглядки: в ЕС хотели запретить производство машин с ДВС к 2035 году, перейдя на электромобили. Это привело к серьезным проблемам в европейском автопроме, и в итоге от этого предложения отказались. При дифференциации экосбора на шины необходимо обязательно учитывать экономически факторы, суровые климатические условии, в которых более «канцерогенная», возможно, будет работать лучше. Вопрос не только экологической безопасности, но и в безопасности на дорогах, — рассказал Игорь Моржаретто.


















