Российский экологический оператор и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. Одним из них станет возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах. Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.
«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовили законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.
Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.
«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта. После того, как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова.
Необходимость законодательных изменений давно назрела, но ряд положений документа требует корректировки и дополнения, отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК РЭО Алексей Макрушин. В РЭО считают нецелесообразным заключение концессий в сфере обращения с ТКО муниципалитетами.
Кроме того, необходимо урегулировать участие региональных операторов в концессиях, проработать степень ответственности инвесторов-концессионеров за выполнение показателей отраслевого федерального проекта. Что касается рекультивации, то вопрос, по мнению РЭО, требует дополнительной проработки, так как размер расходов на рекультивацию во многом зависит от качества эксплуатации оператором объекта ТКО.
«В концессионных соглашениях надо гораздо более четко прописывать требования к эксплуатации объекта, которые определяют последующие расходы на его рекультивацию. И если объект передается концеденту в ненадлежащем состоянии и расходы на рекультивацию кратно превышают те расходы, которые бы могли быть при надлежащей эксплуатации объекта, концессионер должен будет такие расходы профинансировать. Надо понимать, каким образом этот момент будет прописан в концессионном соглашении и будет контролироваться в течение срока его реализации. Потому что всем эта ситуация видна заранее, за годы до того, как происходит рекультивация», — сказал Макрушин.
Представители регионов, профильного бизнеса и консультанты в целом поддержали поправки в концессионное законодательство в сфере обращения с ТКО, разработанные для повышения эффективности запуска и реализации проектов. Однако ряд положений документа требует уточнения и доработки, а отдельные вопросы следует урегулировать в профильных законах.
В частности, регионы поддержали возможность включения двух и более объектов, находящихся в пределах субъекта, в одну концессию. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов в целом и комплексно решать проблему обращения с отходами. При этом ряд экспертов предупредили, что укрупнение проектов может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов. Что касается муниципальных концессий, то здесь мнения участников рынка разделились. Поддержку среди участников нашли положения, касающиеся гарантий возврата недополученных доходов, а вот вопросы рекультивации большинство считает необходимым решить сразу на уровне отраслевого законодательства.
РЭО оказывает консультационную поддержку по развитию и применению на рынке наилучших доступных технологий, практик, типовых технологических и технических решений, помогает с подготовкой и реализацией проектов на основе концессионных соглашений, которые финансируются за счет средств облигационного займа ППК РЭО. РЭО может предоставить финансирование до 95% от стоимости проекта за счет «зеленых облигаций», выпускаемых РЭО, с субсидированием 90% ключевой ставки Банка России. Это позволяет финансировать концессионные проекты в регионах России по ставке менее 5% годовых. Крупнейший концессионный проект реализуется в Дагестане. Там появятся три объекта обращения с отходами мощностью 950 тысяч тонн в год за 12,8 млрд рублей. Также крупнейшую концессию в сфере ТКО за Уралом заключили в Иркутской области. Мусороперерабатывающий комплекс мощностью 405 тысяч тонн построят в Ангарске к 2025 году. Стоимость проекта — 3,5 млрд рублей.