Система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) исключает возможность установления индивидуально производимых объемов, поэтому даже не пользующийся квартирой собственник обязан оплачивать услугу по вывозу мусора ради поддержания санитарного состояния многоквартирного дома (МКД) в целом и прилегающей к нему территории, говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ № 352-О/2023.
Соответствующие разъяснения были даны КС РФ в связи с жалобой собственницы двух квартир в разных МКД Марины Чепелюк, которая пыталась оспорить конституционность части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Заявительница посчитала, что региональный оператор по обращению с ТКО не должен взимать плату за вывоз мусора с собственников квартир. которые не пользуются принадлежащим им жильем.
КС РФ и ранее обращал внимание на обусловленную современными условиями становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами специфику соответствующей коммунальной услуги.
«Ообязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника — причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением — обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды», — говорится в определении КС РФ.
При этом, КС РФ отметил, что оспариваемая норма закрепляет возможность перерасчета исчисляемой платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, исходя из нормативов потребления.