Изменения подготовлены во исполнение пункта 6 постановления Госдумы Федерального собрания РФ от 23 мая 2023 г. № 3911−8ГД, также пункта 3.2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24 марта 2023 г. № ВА-П11−41пр.
Для структурирования Единые требования разделены на разделы:
- общие положения;
- объекты обработки ТКО;
- объекты утилизации ТКО;
- объекты размещения ТКО.
Единые требования приведены в соответствии с принятым положением Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части определения вторичных ресурсов.
Определяется точное назначение объектов обработки ТКО, в соответствии со статьей 1 от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — 89-ФЗ).
Минприроды России в 2023 году проведен анализ действующих объектов обработки ТКО на территории РФ (таблица прилагается с копиями писем субъектов РФ).
В рамках проведенного анализа следует, что среднероссийская выборка полезных фракций составляет от массы образования ТКО — 7,61%, от входящего потока отходов на объекты обработки — 15,4%.
В свою очередь отмечаем, что достаточно высокая доля выборки полезной фракции от входящего потока отходов на объекты обработки ТКО осуществляется за счет Московской области, которая составляет — 48,29%, Камчатского край в размере — 38,04% и Тюменской области — 30,96%.
Среднероссийская доля выборки полезной фракций от входящего потока на объекты обработки ТКО без вышеуказанных субъектов РФ составляет — 8,35%, от массы образованных отходов составляет — 3,23%.
При этом по итогу проведенного анализа морфологического состава отходов на территории Российской Федерации следует, что пищевые отходы составляют — 17,7%, а полезные фракции составляют — 44,6%, из них:
- изделия из бумаги/макулатуры — 10,5%;
- пластмассовые изделий — 7,5%;
- изделия из стекла — 5,5%;
- продукция древесины — 3,3%;
- текстиль, текстильные изделия и кожа — 2,7%;
- изделия из черных металлов — 1,9%;
- многослойная упаковка — 1,1%;
- изделия из резины — 1,1%;
- изделия из цветных металлов — 0,5%;
- электронные товары — 0,5%;
- иные (камни, керамика, бетон, подгузники и др.) — 10%.
Отмечаем, что в ряде субъектов РФ доля выборки составляет менее 1%, например в таких, как:
- Республика Бурятия — 0,01%;
- Ненецкий автономный округ — 0,01%;
- Иркутская область — 0,04%;
- Саратовская область — 0,08%;
- Забайкальский край — 0,10%.
Достаточно высокая выборка полезных фракций пригодных для дальнейшей утилизации в Московской области, Камчатском крае и Тюменской области обуславливается введенными в эксплуатацию объектами по обработке ТКО с оснащенным автоматизированным оборудованием.
Например, в Московской области комплексные объекты, введенные
в эксплуатацию в 2020 году (КПО) «ЮГ», «Север», «Храброво», «Дон», «Прогресс», «Алексинский карьер» оснащены следующем оборудованием:
- разрыватели пакетов — на всех КПО;
- роторные (валковые) сепараторы — на 3 КПО;
- барабанные сепараторы — на 4 КПО;
- динамические (вибрационные) сепараторы — на 1 КПО:
- магнитные сепараторы черных металлов — на всех КПО;
- вихретоковые сепараторы цветных металлов — на 4 КПО;
- баллистические сепараторы — на 5 КПО;
- оптические (сенсорные) сепараторы — на всех КПО:
- прессовальное оборудование — на всех КПО;
- измельчительное оборудование — на 5 КПО.
В Тюменской области, введенные в эксплуатацию в период 2019—2020 гг. 3 мусоросортировочных завода оснащены следующим оборудованием:
- разрыватели пакетов — на 2 объектах;
- барабанные сепараторы — на всех объектах;
- магнитные сепараторы черных металлов — на всех объектах;
- баллистические сепараторов — на 1 объекте;
- оптические (сенсорные) сепараторы — на 1 объекте;
- прессовальное оборудование — на всех объектах.
Указом Президента Российской Федерации
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
- обеспечение сортировки отходов в объеме 100%;
- снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Одним из приоритетных способов достижения данных целей это утилизация отходов, то есть вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
При этом эффективная выборка полезных фракций позволит вовлечь больше вторичных ресурсов в хозяйственный оборот за счет их направления на утилизацию, тем самым снизив их объем захоронения.
Данная концепция отвечает принципам экономики замкнутого цикла.
Стоит учитывать, что согласно пункту 2 статьи 17.1 89-ФЗ вторичные ресурсы подлежат утилизации и их захоронение запрещается.
Проектом постановления предлагается внести изменения Единые требования, где необходимо закрепить следующее:
- Извлечение вторичных ресурсов из состава ТКО на объектах обработки должно составлять в 2025 году не менее 20% в год от объёма, поступивших ТКО на объект обработки и не менее 30% в 2026 году от объёма, поступивших твердых коммунальных отходов на объект обработки.
- Объекты в сфере обращения с отходами привести в соответствие с Едиными требованиями к 1 января 2025 году.
Также предлагается закрепить в Единых требованиях, что обязательным являются технологии автоматизированной обработки ТКО при сочетании с ручной.
Ввиду того, что утилизация отходов это использование отходов для производства товаров (продукции) (статья 1 89-ФЗ), то на объектах утилизации производится продукция.
Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.
В соответствии с тем, что отрасль обращения с отходами в России сформировалась недавно, на данный момент идет ее успешное развитие и уже есть успешные примеры по созданию в России новых производств, а также локализации в России соответствующих производств в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.
Минпромторг России с 2018 года проводит работу по обеспечению отрасли по обращению ТКО отечественным высокотехнологичным оборудованием в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее — федеральный проект).
Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО, % |
Период, год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022* |
2023 |
2024 |
Плановое значение |
50% |
40% |
40% |
39% |
38% |
37% |
36% |
|
Фактическое значение |
50% |
39,1% |
37,5% |
34,9% |
31,5% |
- |
- |
* Согласно приказу Минприроды России от 15 февраля 2022 года № 103 «Об утверждении методологии расчета показателя «Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов» федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология».
Федеральным проектом установлен целевой показатель по снижению доли импорта оборудования. Достижение целевого показателя способствует выполнению задачи по созданию соответствующей инфраструктуры.
Согласно федеральному проекту значения Показателя выполняются и результат за 2021 г. составил 34,9%, при плановом значении — 39%, а за 2022 г. составил 31,5%, при плановом значении — 38%.
Минпромторгом России реализуются меры, направленные на разработку и применение передовых отечественных промышленных технологий в сфере обращения с отходами, (например: механизм специального инвестиционного контракта (далее — СПИК), заключаемый в соответствии со статьей 16 федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; субсидирование НИОКР). Таким образом, по субсидированию НИОКР поступают предложения по оборудованию, которое входит в план-импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2022 г. № 1163.
Также в перечень современных технологий включены технологии по обращению с ТКО.
В качестве примера можно привести компанию ООО «ЭКОМАШГРУПП».
Минпромторгом России подписан СПИК на производство оборудования для автоматизированной сортировки ТКО (технология производства оптических сепараторов с механической классификацией (робот). Технология включена в План мероприятий по импортозамещению оборудования.
Минпромторг также отмечает, что за 5 лет совершен существенный прогресс в развитии отечественного машиностроительного сектора отрасли по обращению с ТКО с конвейерных лент до полного цикла производства включая сортировку, переработку с выделением полезного вторсырья, или энергии.
На сегодняшний день при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов по обращению с отходами предпочтение отдается отечественному оборудованию.
Также сейчас в секторе обращения с ТКО активно развивается робототехника и сенсорика, которая отвечает за повышение автоматизации процессов обработки ТКО. Это позволяет минимизировать потенциальные риски для людей, работающих в сфере переработки отходов.