Изменения подготовлены во исполнение пункта 6 постановления Госдумы Федерального собрания РФ от 23 мая 2023 г. № 3911−8ГД, также пункта 3.2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24 марта 2023 г. № ВА-П11−41пр.

Для структурирования Единые требования разделены на разделы:

- Реклама -
Подписка — внутри поста
  1. общие положения;
  2. объекты обработки ТКО;
  3. объекты утилизации ТКО;
  4. объекты размещения ТКО.

Единые требования приведены в соответствии с принятым положением Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части определения вторичных ресурсов.

Определяется точное назначение объектов обработки ТКО, в соответствии со статьей 1 от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — 89-ФЗ).

Минприроды России в 2023 году проведен анализ действующих объектов обработки ТКО на территории РФ (таблица прилагается с копиями писем субъектов РФ).

В рамках проведенного анализа следует, что среднероссийская выборка полезных фракций составляет от массы образования ТКО — 7,61%, от входящего потока отходов на объекты обработки — 15,4%.

В свою очередь отмечаем, что достаточно высокая доля выборки полезной фракции от входящего потока отходов на объекты обработки ТКО осуществляется за счет Московской области, которая составляет — 48,29%, Камчатского край в размере — 38,04% и Тюменской области — 30,96%.

Среднероссийская доля выборки полезной фракций от входящего потока на объекты обработки ТКО без вышеуказанных субъектов РФ составляет — 8,35%, от массы образованных отходов составляет — 3,23%.

При этом по итогу проведенного анализа морфологического состава отходов на территории Российской Федерации следует, что пищевые отходы составляют — 17,7%, а полезные фракции составляют — 44,6%, из них:

  • изделия из бумаги/макулатуры — 10,5%;
  • пластмассовые изделий — 7,5%;
  • изделия из стекла — 5,5%;
  • продукция древесины — 3,3%;
  • текстиль, текстильные изделия и кожа — 2,7%;
  • изделия из черных металлов — 1,9%;
  • многослойная упаковка — 1,1%;
  • изделия из резины — 1,1%;
  • изделия из цветных металлов — 0,5%;
  • электронные товары — 0,5%;
  • иные (камни, керамика, бетон, подгузники и др.) — 10%.

Отмечаем, что в ряде субъектов РФ доля выборки составляет менее 1%, например в таких, как:

  • Республика Бурятия — 0,01%;
  • Ненецкий автономный округ — 0,01%;
  • Иркутская область — 0,04%;
  • Саратовская область — 0,08%;
  • Забайкальский край — 0,10%.

Достаточно высокая выборка полезных фракций пригодных для дальнейшей утилизации в Московской области, Камчатском крае и Тюменской области обуславливается введенными в эксплуатацию объектами по обработке ТКО с оснащенным автоматизированным оборудованием.

Например, в Московской области комплексные объекты, введенные
в эксплуатацию в 2020 году (КПО) «ЮГ», «Север», «Храброво», «Дон», «Прогресс», «Алексинский карьер» оснащены следующем оборудованием:

  • разрыватели пакетов — на всех КПО;
  • роторные (валковые) сепараторы — на 3 КПО;
  • барабанные сепараторы — на 4 КПО;
  • динамические (вибрационные) сепараторы — на 1 КПО:
  • магнитные сепараторы черных металлов — на всех КПО;
  • вихретоковые сепараторы цветных металлов — на 4 КПО;
  • баллистические сепараторы — на 5 КПО;
  • оптические (сенсорные) сепараторы — на всех КПО:
  • прессовальное оборудование — на всех КПО;
  • измельчительное оборудование — на 5 КПО.

В Тюменской области, введенные в эксплуатацию в период 2019—2020 гг. 3 мусоросортировочных завода оснащены следующим оборудованием:

  • разрыватели пакетов — на 2 объектах;
  • барабанные сепараторы — на всех объектах;
  • магнитные сепараторы черных металлов — на всех объектах;
  • баллистические сепараторов — на 1 объекте;
  • оптические (сенсорные) сепараторы — на 1 объекте;
  • прессовальное оборудование — на всех объектах.

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», установлены цели в области обращения с ТКО, а именно:

  • создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • обеспечение сортировки отходов в объеме 100%;
  • снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Одним из приоритетных способов достижения данных целей это утилизация отходов, то есть вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.

При этом эффективная выборка полезных фракций позволит вовлечь больше вторичных ресурсов в хозяйственный оборот за счет их направления на утилизацию, тем самым снизив их объем захоронения.

Данная концепция отвечает принципам экономики замкнутого цикла.

Стоит учитывать, что согласно пункту 2 статьи 17.1 89-ФЗ вторичные ресурсы подлежат утилизации и их захоронение запрещается.

Проектом постановления предлагается внести изменения Единые требования, где необходимо закрепить следующее:

  • Извлечение вторичных ресурсов из состава ТКО на объектах обработки должно составлять в 2025 году не менее 20% в год от объёма, поступивших ТКО на объект обработки и не менее 30% в 2026 году от объёма, поступивших твердых коммунальных отходов на объект обработки.
  • Объекты в сфере обращения с отходами привести в соответствие с Едиными требованиями к 1 января 2025 году.

Также предлагается закрепить в Единых требованиях, что обязательным являются технологии автоматизированной обработки ТКО при сочетании с ручной.

Ввиду того, что утилизация отходов это использование отходов для производства товаров (продукции) (статья 1 89-ФЗ), то на объектах утилизации производится продукция.

Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.

В соответствии с тем, что отрасль обращения с отходами в России сформировалась недавно, на данный момент идет ее успешное развитие и уже есть успешные примеры по созданию в России новых производств, а также локализации в России соответствующих производств в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.

Минпромторг России с 2018 года проводит работу по обеспечению отрасли по обращению ТКО отечественным высокотехнологичным оборудованием в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее — федеральный проект).

Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО, %

Период, год

2018

2019

2020

2021

2022*

2023

2024

Плановое

значение

50%

40%

40%

39%

38%

37%

36%

Фактическое

значение

50%

39,1%

37,5%

34,9%

31,5%

-

-

* Согласно приказу Минприроды России от 15 февраля 2022 года № 103 «Об утверждении методологии расчета показателя «Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов» федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология».

Федеральным проектом установлен целевой показатель по снижению доли импорта оборудования. Достижение целевого показателя способствует выполнению задачи по созданию соответствующей инфраструктуры.

Согласно федеральному проекту значения Показателя выполняются и результат за 2021 г. составил 34,9%, при плановом значении — 39%, а за 2022 г. составил 31,5%, при плановом значении — 38%.

Минпромторгом России реализуются меры, направленные на разработку и применение передовых отечественных промышленных технологий в сфере обращения с отходами, (например: механизм специального инвестиционного контракта (далее — СПИК), заключаемый в соответствии со статьей 16 федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; субсидирование НИОКР). Таким образом, по субсидированию НИОКР поступают предложения по оборудованию, которое входит в план-импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2022 г. № 1163.

Также в перечень современных технологий включены технологии по обращению с ТКО.

В качестве примера можно привести компанию ООО «ЭКОМАШГРУПП».

Минпромторгом России подписан СПИК на производство оборудования для автоматизированной сортировки ТКО (технология производства оптических сепараторов с механической классификацией (робот). Технология включена в План мероприятий по импортозамещению оборудования.

Минпромторг также отмечает, что за 5 лет совершен существенный прогресс в развитии отечественного машиностроительного сектора отрасли по обращению с ТКО с конвейерных лент до полного цикла производства включая сортировку, переработку с выделением полезного вторсырья, или энергии.

На сегодняшний день при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов по обращению с отходами предпочтение отдается отечественному оборудованию.

Также сейчас в секторе обращения с ТКО активно развивается робототехника и сенсорика, которая отвечает за повышение автоматизации процессов обработки ТКО. Это позволяет минимизировать потенциальные риски для людей, работающих в сфере переработки отходов.

Документы