Проектом Порядка ведения Государственного кадастра отходов (далее — Порядок) предусматривается внесение изменений в порядок ведения Федерального классификационного каталога отходов (далее — ФККО). Предлагается включение в процесс формирования ФККО подведомственной организации Минприроды России. ФККО фактически является документом, который используется не только для учета видов отходов, с которыми обращаются в Российской Федерации, но и для регулирования обращения с ними. В соответствии с Положением
Минприроды России именно Минприроды разрабатывает государственную политику в области обращения с отходами. Включение в процесс формирования ФККО подведомственной организации Минприроды России позволяет обеспечить влияние на ФККО как на документ, который используется для регулирования обращения с отходами. Кроме того, предлагаемые изменения сокращают сроки согласования приказа по утверждению изменений в ФККО с Минприроды России.

Проектом приказа предусматривается направление материалов хозяйствующих субъектов, представляемых для подтверждения в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности, в ФГБУ УралНИИ «Экология» (одновременно с отправкой этих материалов в ФГБУ «ФЦАО»), который анализирует и систематизирует сведения о видах отходов и их классификационных признаках, подготавливает и направляет в ФГБУ «ФЦАО»:

- Реклама -
Подписка — внутри поста
  • предложения по включению новых видов отходов, новых типов и групп в ФККО с присвоением им соответствующих кодов и наименований; предложения по внесению изменений в ФККО, в том числе в части изменений наименований и (или) кодов видов отходов, названий групп, типов ФККО, исключения видов отходов, типов, и групп из ФККО, с соответствующим обоснованием;
  • заключение о невозможности формирования нового вида отходов в случае недостаточности сведений о классификационных признаках отходов;
  • о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО.

Порядком ведения ФККО уточняется, в каких случаях формируются предложения по включению новых видов отходов в ФККО. Это происходит в случае, если при сопоставлении классификационных признаков конкретных отходов (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее — БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Проектом Порядка предусматривается внесение изменений в ФККО, в том числе в части изменений наименований и (или) кодов видов отходов, названий групп, типов ФККО, исключения видов отходов, типов и групп из ФККО, с соответствующим обоснованием. Опыт работы по формированию ФККО в течение семи лет показал необходимость указанной процедуры и возможность ее использования, которая возникает в основном с необходимостью исправления технических ошибок, а также необходимостью уточнения наименования групп и подгрупп. В перспективе эти процедуры дают возможность постепенного сокращения видов отходов, включенных в ФККО.

Важным нововведением является наделение Минприроды России правом предоставлять в Росприроднадзор проекты конкретных видов отходов для их включения в ФККО в случаях, когда отсутствие таких видов отходов в ФККО не позволяет выполнять требования федерального законодательства или международных обязательств.

Проектом предусматривается внесение существенных изменений в содержание и ведение Государственного реестра объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).

Обоснованием включения в ГРОРО объектов размещения отходов являются положения законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о контрольной (надзорной) деятельности.

Включение объектов размещения отходов в ГРОРО является исключительно учетной процедурой.

Одновременно одной из целей проекта приказа является устранение избыточных требований при регулировании обращения со вскрышными и вмещающими горными породами, подлежащими использованию пользователями недр в соответствии со статьей 235 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон «О недрах») в редакции Федерального закона № 343-ФЗ.

Следует отметить, что на вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию в соответствии с Законом «О недрах», не распространяется режим, установленный для отходов производства и потребления (объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не являются объектами размещения отходов, не включаются в соответствующий реестр, и проектная документация на такие объекты не подлежит государственной экологической экспертизе).

Как и в действующем «Порядке ведения государственного кадастра отходов», в соответствии с Проектом источником информации для формирования ГРОРО является «Характеристика объекта размещения отходов», сформированная по результатам инвентаризации объектов размещения отходов.

Предлагаемый Проектом расширенный перечень сведений об объектах размещения отходов, включаемых в ГРОРО, повысит эффективность использования базы данных ГРОРО как государственными органами, осуществляющими государственный надзор, так и другими лицами, использующими ГРОРО для управления потоками отходов.

Регистрация объекта размещения отходов в ГРОРО осуществляется по заявлению собственника объекта размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов, в территориальный орган Росприроднадзора.

К заявлению о включении объекта размещения отходов в ГРОРО прикладываются документы, используемые при проверке достоверности представленных результатов инвентаризации объекта размещения отходов:

  • копия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором находится объект размещения отходов;
  • копия документа, подтверждающего ввод объекта размещения отходов в эксплуатацию;
  • выписка из проектной документации на объект размещения отходов, содержащая сведения о проектных характеристиках объекта и разрешенных к размещению видах отходов;
  • результаты проведенных на объекте размещения отходов маркшейдерских и (или) геодезических исследований в случае, если подтверждение количества размещенных на объекте отходов или фактической площади объекта проводится на основании указанных исследований.

Проектом сохранен способ представления документов и материалов для регистрации объекта размещения отходов в ГРОРО или внесения изменений в ГРОРО: бумажный или электронный носитель.

Проект предусматривает перераспределение полномочий территориальных органов Росприроднадзора и Росприроднадзора в процессе регистрации объекта размещения отходов в ГРОРО:

  • территориальный орган Росприроднадзора проверяет представленные документы и материалы на полноту и достоверность и направляет соответствующие установленным требованиям документы и материалы в Росприроднадзор;
  • документы и материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются на доработку.

Росприроднадзор на основании рассмотрения поступивших документов и материалов для регистрации осуществляет регистрацию объекта размещения отходов в ГРОРО, в том числе:

  • присваивает объекту размещения отходов регистрационный номер в ГРОРО, структура которого определена Порядком;
  • принимает правовой акт о включении объекта размещения отходов в ГРОРО.

В Проекте расширен перечень сведений, указываемых в правовом акте о включении объектов размещения отходов в ГРОРО. Дополнительно предлагается включать в правовой акт следующие сведения:

  • вид ОРО;
  • проектная мощность ОРО, т/год (м3/год);
  • электронная почта юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Проектом предусматривается, что внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, Росприроднадзором и его территориальными органами в порядке, предусмотренном для регистрации объекта размещения отходов в ГРОРО.

В соответствии с Проектом ведение ГРОРО должно осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Проектом устанавливается, что правом доступа к информации, содержащейся в ГРОРО, без возможности ее обработки обладают российский экологический оператор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и физические лица.

В части раздела «Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов» государственного кадастра отходов Проектом дополнительно предусмотрена обязательность представления информации о технологиях утилизации и обезвреживания отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими утилизацию и обезвреживание отходов.

Документы