Гжельская «Лошадка» и статуэтка девушки, найденные на сортировочных линиях КПО Восток в апреле, пополнили экспозицию музея «Культурный слой».
Трудно сказать, почему гжельская «Лошадка» оказалась среди отходов, где ей, конечно же, не место. Но теперь симпатичная миниатюрная лошадка заняла почетное место среди экспонатов.
Работы гжельских мастеров уникальны своей индивидуальностью и неповторимостью. Гончарные изделия проходят два этапа термической обработки. Между первым и вторым обжигом изделия покрываются коровьим цельным молоком, которое придает им неповторимый цвет. Работы используются как в виде декоративных предметов в интерьере, так и в качестве посуды.
В поисках информации о новой находке музея «Культурный слой» удалось добыть не просто общие сведения о красивой фарфоровой скульптуре, а установить её автора. А выяснилось это благодаря тому, что поиск привел на сайт «Союза гжельских мастеров». На просьбу рассказать о попавшей на сортировку КПО Восток гжельской скульптуре ответ был получен буквально в течение часа. Откликнулся Валентин Розанов, председатель правления «Союза гжельских мастеров», руководитель секции керамики и фарфора «Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства», заместитель председателя правления «Ассоциации народных художественных промыслов России». Он сообщил, что автором скульптуры является Наталья Мичугина, выпускница Гжельского государственного художественно-промышленного института, в настоящее время преподает в детской школе искусств «Гжель». В декабре 2023 года автор скульптуры получила Гран-при Всероссийского конкурса-выставки творческих работ «Тургеневская осень» в возрастной категории «Профессионалы» в номинации «Декоративно-прикладное искусство/Художественная керамика».
Еще одной находкой стала китайская фарфоровая статуэтка девушки. Секрет технологии производства фарфора длительное время держался за семью печатями — тому, кто дерзнет раскрыть его иностранцам, грозила смертная казнь.
Исследователи так и не получили ответы на ряд важнейших вопросов, например, о том, каким образом в Поднебесной производился тончайший фарфор. Для этого требуется тончайший помол составляющих. Даже в условиях современного высокотехнологичного производства допустимый процент брака достигает около 20%. Эксперты отмечают: Европа пришла к изготовлению фарфора, имея наработки в теплотехнике, физике, химии. А каким образом нужные знания и навыки получили китайцы?! Этот вопрос ясного ответа не получил до сих пор. Озвучиваются версии о наследстве предшествующих и более развитых цивилизаций. Специалисты поясняют: невозможно штудировать высшую математику, не овладев арифметикой; не получится собрать ракету до того, как появятся токарный или фрезерный станки, сталь нужной марки. А вот у китайцев непостижимым способом получилось.
Экспозиция музея «Культурный слой» вызывает неподдельный интерес у школьников, студентов, представителей экологических и общественных организаций, активных жителей, представителей компаний, реализующих стратегию устойчивого развития. Музеи «Культурный слой» на КПО Восток и Нева насчитывают более 800 экземпляров. Два года назад ЭкоЛайн открыла сайт музеев «Культурный слой» — музейэколайн.рф.