Фото: vgoroden.ru
 

Минприроды России совместно с Российским экологическим оператором разработали требования к перегрузочным станциям и объектам утилизации с производством искусственного грунта. Об этом сообщили на штабе по организации обращения с ТКО, который еженедельно проходит на площадке координационного центра правительства России.

«В декабре 2024 года был приняты изменения в законодательстве, введены новые понятия: „труднодоступные территории“, „перегрузочные станции“, „объект утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов“. В дополнение к нему Минприроды России и РЭО разработали проект постановления о единых требованиях к таким объектам. Они касаются расположения, весового контроля и методов погрузки ТКО на таких станциях», — сказал замминистра природы и экологии России Денис Буцаев.

В частности, мусороперегрузочные станции должны быть ограждены, исключается доступ третьих лиц на их территорию. Такие объекты должны быть обеспечены твердым покрытием, системами сбора, отвода ливневых и талых вод. Не допускается расположение объектов на заболачиваемых и подтопляемых территориях, а также накопление ТКО на открытых площадках навалом и извлечение вторичных ресурсов из ТКО. Обязательной является фото- и видеофиксация заезжающих транспортных средств и передача в автоматизированном режиме данных с весов в Федеральную государственную информационную систему учета ТКО (ФГИС УТКО).

- Реклама -
Подписка — внутри поста

В документе предусмотрено два метода перегрузки отходов из мусоровозов: либо в бункеры для накопления отходов, либо в большегрузные транспортные средства. При этом должны быть предусмотрены конструкции для предотвращения пылеобразования и рассыпания ТКО.

Кроме того, на штабе обсудили ход исполнения мероприятий по созданию инфраструктуры обращения с ТКО. Дорожные карты утверждены в 79 субъектах, но в 19 при мониторинге выявлены нарушения.

В этот перечень вошли Алтайский край, Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Костромская, Тверская, Сахалинская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Забайкальский, Хабаровский, Приморский края, Кабардино-Балкарская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Коми, Ингушетия, Башкортостан, Северная Осетия — Алания.

К допущенным нарушениям относятся отсутствие заключенного договора на разработку проектно-сметной документации, отсутствие положительных заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и Главгосэкспертизы (ГГЭ), непередача инвестору земельного участка.

В ходе штаба также акцентировано внимание на то, что не все регионы предоставили планы закупок контейнеров и работы по созданию и реконструкции контейнерных площадок на 2025 год.

Три региона: Республика Калмыкия, Тюменская область и Чукотский автономный округ — до сих пор не утвердили дорожные карты по созданию и обустройству контейнерных площадок для ТКО. На совещании отмечено, что необходимо как можно скорее направить карты в ППК РЭО, чтобы получить федеральное финансирование. Всего же на данный момент оператор утвердил уже 35 таких дорожных карт.

Напомним, регион утверждает дорожную карту и готовит приложения к ней с описанием потребности в контейнерных площадках и контейнерах в разрезе муниципалитетов, а также с указанием объема финансирования. ППК РЭО рассматривает и согласовывает эти планы, если необходимая потребность обеспечивается в разрезе каждого муниципалитета и финансирование составляет не менее 20% от общей потребности. Решением губернатора субъект утверждает потребности и планы и обеспечивает их включение в бюджет.

«Об этом регион должен проинформировать и штаб, и РЭО. Сделать это можно через письмо от имени губернатора, либо письмом руководителя регионального штаба с указанием соответствующей строки бюджета», — добавила гендиректор РЭО Ирина Тарасова.

Справка к документу

Законом № 268-ФЗ введено понятие «вторичные ресурсы» и обязанность ‎по их утилизации, Закон № 497-ФЗ ввел понятие «перегрузочная станция» ‎и наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к перегрузочным станциям.

Так, проектом постановления устанавливаются требования ‎к организации и эксплуатации перегрузочных станций, в том числе предусматривается, что перегрузка твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) может осуществляться из мусоровозов или иных транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, в большегрузные транспортные средства непосредственно (метод прямой погрузки) или с организацией площадок накопления ТКО.

На перегрузочных станциях не допускается накопление ТКО на открытых площадках навалом, насыпью, в виде гряд, а также извлечение вторичных ресурсов из ТКО.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 17.2 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Закона № 497-ФЗ включение в территориальную схему обращения с отходами объектов, на которых осуществляется утилизация ТКО путем производства искусственных грунтов из органической части ТКО, возможно, в том числе при соблюдении условия, что схема потоков ТКО будет предусматривать направление на такие объекты отходов, выделенных из состава ТКО на объектах обработки ТКО, на которых в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должно обеспечиваться получение вторичных ресурсов, направляемых ‎на утилизацию (за исключением энергетической утилизации и утилизации органической части твердых коммунальных отходов путем производства искусственных грунтов), массой не менее определенной Едиными требованиями, относительно массы всех ТКО, поступивших для обработки на указанные объекты обработки.

В связи с чем проектом постановления дополняются требования к объектам обработки ТКО в части установления минимальных значений извлечения ‎на объектах обработки ТКО вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию ‎(за исключением энергетической утилизации и утилизации органической части ТКО путем производства искусственных грунтов):

  • для «старых» объектов обработки ТКО (проектирование, и (или) строительство, и (или) реконструкция которых завершены до 1 сентября 2025 г.) — количество вторичных ресурсов, предусмотренное проектной документацией, ‎но не менее 10% от массы поступивших ТКО;
  • для «новых» объектов обработки ТКО (проектирование, и (или) строительство, и (или) реконструкция которых завершены после 01.09.2025) ‎в зависимости от мощности объекта — количество вторичных ресурсов, предусмотренное проектной документацией, но не менее 13% от массы поступивших ТКО (для объектов обработки ТКО мощностью менее 100 тысяч тонн в год) или не менее 15% от массы поступивших ТКО (для объектов обработки ТКО мощностью 100 тысяч тонн в год и более).

Указанные показатели необходимы для достижения национальной цели, установленной подпунктом «а» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» по снижению захоронения ТКО до 50% (примерный баланс снижения захоронения ТКО включает в себя отбор вторичных ресурсов на уровне 15%, компостирование 20% ТКО, энергетическую утилизацию 7% ТКО, производство топлива в объеме 7% ТКО и обезвреживание 1% ТКО).

Указанные показатели по извлечению вторичных ресурсов технологически достижимы, что подтверждается как проектной документацией, разрабатываемой при строительстве объектов, так и статистикой отбора вторичных ресурсов. Так, текущий показатель извлечения вторичных ресурсов из ТКО при обработке, превышает 12%, в отдельных случаях, на наиболее современных автоматизированных производствах, удается достичь показателей, превышающих 20%. В частности, по результатам инвентаризации технологий в 2023 г., проводившейся ППК «РЭО», зафиксировано извлечение вторичных ресурсов в Московской области на КПО «Нева» — 26,9%, на КПО «Егорьевск» — 29,7%, на КПО «Каширский МПК» — 22%, на КПО «Алексинский карьер» — 20%.

Вместе с тем, с учетом сложностей сбыта отбираемых вторичных ресурсов, региональными особенностями, минимально необходимые показатели установлены на более низком уровне — 15% от массы поступивших ТКО и 13% - для объектов малой мощности.

Кроме того, для объектов обработки ТКО устанавливается показатель извлечения количества органической части ТКО, предусмотренного проектной документацией, но не менее 30% от массы поступивших на объекты обработки ТКО, в случае, если в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления планируется направлять такие виды отходов ‎на объекты утилизации органической части ТКО путем производства искусственных грунтов. Указанная величина соответствует доле отсева грохочения на объектах обработки ТКО, направляемой на компостирование.

Проектируемые минимальные значения извлечения на объектах обработки ТКО вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию (за исключением энергетической утилизации и утилизации органической части ТКО путем производства искусственных грунтов), определены исходя из данных, размещенных в федеральной государственной информационной системе учета ТКО операторами по обработке ТКО (данных о массе принятых, обработанных ТКО и переданных после обработки отходов, в том числе вторичных ресурсов, или вторичного сырья) ‎и значений отбора вторичных ресурсов, установленных Приложением, А Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70 717−2023 «Ресурсосбережение обращение с отходами. Обработка твердых коммунальных отходов для подготовки к дальнейшей утилизации. Общие требования», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 10.04.2023 ‎№ 214-ст.

При этом учитывая срок действия единых требований (до 01.01.2027) ‎и необходимость их переиздания, значения минимальных показателей эффективности извлечения вторичных ресурсов на объектах обработки ТКО, проектирование, и (или) строительство, и (или) реконструкция которых завершены до 01.09.2025, будут доведены до уровня не менее 13% либо не менее 15% ‎(в зависимости от мощности таких объектов) в сроки, определенные едиными требованиями при переиздании.

Документы