В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2023 № 540-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) внесён ряд значимых изменений, в том числе:

  • статья 25: установлено, что периодичность проведения обязательных профилактических визитов (в том числе по отдельным видам контроля) определяется Правительством Российской Федерации в отношении объектов, отнесённых к категориям значительного, среднего или умеренного риска. При этом проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении таких объектов исключается;

    - Реклама -
    Подписка — внутри поста
  • статья 43: сокращены сроки рассмотрения жалоб — до 15 рабочих дней, а по жалобам на отнесение объекта контроля к определённой категории риска — до 5 рабочих дней;

  • статьи 52−52.2: установлен новый порядок проведения профилактических визитов;

  • часть 9 статьи 72: уточнены основания для проведения внеплановой документарной проверки по согласованию с органами прокуратуры;

  • часть 5 статьи 76 и часть 5 статьи 77: предусмотрена возможность проведения осмотра и досмотра с применением дистанционных технологий, включая видеоконференцсвязь и мобильное приложение «Инспектор», при наличии соответствующих положений в регламенте контроля;

  • статья 90.2: введён механизм заключения соглашений о надлежащем устранении нарушений обязательных требований. В соответствии с пунктом 16 раздела II протокола совещания в Минэкономразвития России от 31.01.2025 № 4-Д24, такие соглашения должны быть предусмотрены положением о конкретном виде контроля (надзора).

Проект постановления направлен на приведение в соответствие с вышеуказанными изменениями Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 (далее — Положение № 1096).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный экологический контроль (надзор) в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьёй 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) и Положением № 1096, предметом экологического надзора является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах, а также соблюдение производителями, продавцами, исполнителями требований, установленных следующими техническими регламентами:

  • ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов» — устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и оборудованию в целях защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

  • ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» — регулирует требования к данным веществам, включая переработанную продукцию, с целью охраны здоровья, окружающей среды и ресурсосбережения.

При этом, исходя из компетенции Росприроднадзора и предмета экологического контроля, он не наделён полномочиями по контролю всех требований, содержащихся в указанных технических регламентах, если такие требования не относятся к сфере охраны окружающей среды.

В связи с этим, проект постановления уточняет предмет экологического надзора, указав конкретные положения ТР ТС 026/2012 и ТР ТС 030/2012, соблюдение которых относится к компетенции Росприроднадзора.

Кроме того, по предложению Росприроднадзора, с целью повышения эффективности контроля, в перечень контрольных действий (в рамках статьи 65 Закона № 248-ФЗ) включается эксперимент по использованию тест-ситуаций, позволяющих инспектору смоделировать условия для оценки соблюдения обязательных требований, в частности при оценке производственной мощности оборудования, используемого для утилизации отходов.

Также проектом постановления уточняется перечень разрешительных документов (пункт 3 Положения № 1096), относящихся к предмету экологического надзора, в целях приведения его в соответствие с законодательством в части регулирования лимитов на выбросы загрязняющих веществ, временно разрешённых выбросов и сбросов (в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ и пунктом 6 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ).