Десятки мусорных баков на колесах на улицах Бергена были заменены серыми «мусорозаборниками», которые выглядят как футуристические почтовые ящики
 

В центре 955-летнего города Берген (Норвегия) строится одна из самых современных в мире систем утилизации мусора. Под булыжной мостовой там находится сеть труб, которая высасывает мусор из города с силой полумиллиона бытовых пылесосов.

Сбор отходов является главным приоритетом в городе Берген. Однако в старом центре города необходимы дополнительные места для хранения мусорных баков и контейнеров. Мусоровозы сталкиваются с проблемами доступа на узких улицах. Чтобы решить эту проблему, Envac внедрила современное и эффективное решение по управлению отходами, которое снижает потребность в традиционных контейнерах и мусоровозах. Компания использует вакуумную технологию для транспортировки отходов по подземной системе труб на центральное предприятие, сортируя их по контейнерам для дальнейшей обработки.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Система утилизации отходов в Бергене является одним из крупнейших и самых современных подземных объектов по переработке отходов в мире, по завершении строительства она объединит более 30 000 домохозяйств, что сделает Берген одним из самых устойчивых и умных городов мира. С упором на устойчивое городское развитие система сокращает автомобильное движение. Она устраняет промежуточное хранение отходов на улицах, значительно снижая риск возникновения пожара в деревянной части города. Envac разработала систему сбора отходов, которая может обрабатывать более 50 тонн отходов в неделю с возможностью расширения. Отходы собираются в четырех отдельных фракциях: остаток, бумага, пластик и картон, что повышает возможность их вторичной переработки.

Жители получают доступ к трубам через контейнеры, предназначенные для мусора и переработки, каждый из которых запрограммирован на автоматическую выгрузку своего содержимого при заполнении.

Жители Бергена, Норвегия, выбрасывают мусор в специальные «мусороприемные устройства», которые попадают в сеть труб под улицами. (Николас Риверо/The Washington Post)
Жители Бергена, Норвегия, выбрасывают мусор в специальные «мусороприемные устройства», которые попадают в сеть труб под улицами. (Николас Риверо/The Washington Post)
В результате, как пишет Washington Post, мусоровозы реже ездят по узким улочкам Бергена, что облегчает движение, снижает загрязнение воздуха и сокращает выбросы дизельного топлива до 90 процентов. Жители отмечают, что улицы стали выглядеть более аккуратными, а крыс стало меньше.

Кроме того, здесь меньше риск случайных возгораний мусора — серьезной проблемы в этом городе с его красочными деревянными домами, который сгорал около дюжины раз с момента своего основания в 1070 году.

Возгорание мусора — серьезная проблема в Бергене с его красочными деревянными домами. Город сгорал около дюжины раз с момента своего основания в 1070 году. Фото: Стиан Сёрум Рёкенес / NRK
Возгорание мусора — серьезная проблема в Бергене с его красочными деревянными домами. Город сгорал около дюжины раз с момента своего основания в 1070 году. Фото: Стиан Сёрум Рёкенес / NRK
Берген является одним из примерно 200 городов мира, которые установили так называемые пневматические системы сбора отходов.

Некоторые города, включая Стокгольм, Сеул и Доху (Катар), требуют или поощряют застройщиков устанавливать мусоропроводы в крупных новых строительных проектах. Но Берген выделяется тем, что он стремится модернизировать свои многовековые кварталы с помощью автоматизированной системы сбора мусора по всему городу.

Этот опыт дает представление о перспективах этой технологии, но также и о серьезных препятствиях, с которыми придется столкнуться любому городу, желающему последовать этому примеру.

Берген, население которого составляет чуть менее 300 000 человек, потратил один миллиард норвежских крон (100 миллионов долларов) с момента начала строительства системы в 2007 году, и оно до сих пор не завершено. В неподключенных районах все еще полно старых мусорных баков и там продолжают ездить мусоровозы. По словам чиновников, завершение сети займет годы и потребует еще 300 миллионов крон (30 миллионов долларов). Сложность заключается не только в стоимости — которая в итоге составит примерно годовой бюджет отдела по управлению отходами — но и в проблемах, связанных с перекопкой городских улиц.

Новый способ перемещения мусора

Одд Эйнар Хауген, почетный профессор древнескандинавской филологии в Университете Бергена, уже 50 лет живет на холмистой улице над гаванью.

Дорога широкая и асфальтированная, но когда проходит мимо его дома, она около парка сужается до мощеной дорожки. В течение многих лет мусоровозам приходилось сдавать назад в этом тупике, чтобы забрать мусор — постоянная шумная неприятность.

Плюс, говорит Хауген, многие из его соседей не удосуживались выкатывать свои мусорные баки и завозить их обратно в день сбора. Они просто оставляли их на улице. «Визуально это было плохо», — сказал он. «Что-то нужно было сделать».

Район Хаугена был первым, кто подключился к системе мусоропроводов Бергена 10 лет назад.

Теперь десятки мусорных баков на колесах на его улице были заменены тремя серыми «мусорозаборниками», которые выглядят как футуристические почтовые ящики.

«Мы очень, очень довольны этим», — сказал Хауген.

Когда мусоросборники заполняются, открывается люк, и содержимое сбрасывается в 20-дюймовую стальную трубу, расположенную под улицей.

На станции по переработке отходов в миле отсюда начинают вращаться три промышленных вентилятора. Они всасывают воздух через трубы со скоростью 40 миль в час, поднимая мусорный шторм тропической силы, который стихает в 20-футовом контейнере на станции. Это как иметь центральную систему пылеудаления для вашего дома, но также и для всех ваших соседей.

Иногда рабочему приходится прочищать забитое входное отверстие — после того, как кто-то пытается втиснуть туда старый зонтик или большую картонную коробку, которая не влезает. Ближе к концу процесса также привлекается работник санитарной службы. В конце концов, крановая стрела в потолке станции по переработке отходов поднимет контейнер на заднюю часть грузовика, и водитель отвезет его на мусоросжигательный завод или завод по переработке.

По улицам Бергена все еще ездят грузовики, которые вывозят громоздкий мусор, собирают компост и опустошают контейнеры для переработки стекла и металла. (Стекло нельзя помещать в трубы, так как оно разлетится на миллиард абразивных осколков, которые разорвут стальной корпус. Металл также будет слишком едким.)

Отходы, откачиваемые через трубы, попадают на мусороперерабатывающие предприятия за пределами города и в конечном итоге вывозятся на мусоросжигательный завод или завод по переработке. (Envac)
Отходы, откачиваемые через трубы, попадают на мусороперерабатывающие предприятия за пределами города и в конечном итоге вывозятся на мусоросжигательный завод или завод по переработке. (Envac)

Однако шведская компания Envac, которая построила эту систему и установила первые в мире мусоропроводы в шведской больнице в 1961 году, утверждает, что сосредоточение большей части мусора на окраинах города может сократить общее расстояние, которое проезжают грузовики, на 90 процентов, что позволит сэкономить топливо, рабочую силу и выбросы.

Чиновники Бергена говорят, что с начала установки системы в 2007 году им удалось сэкономить в общей сложности 22 миллиона долларов на сборе отходов. Этого пока недостаточно, чтобы окупить инвестиции города в размере 100 миллионов долларов, но Штром заявил, что «в долгосрочной перспективе» она станет безубыточной.

По словам чиновников, у системы сбора отходов Бергена есть еще одно преимущество. Чтобы открыть мусоропроводы, жители должны отсканировать брелок — это позволяет городу отслеживать, сколько они выбрасывают, и взимать плату в зависимости от количества несортированного мусора, который они отправляют на мусоросжигательный завод.

Плата за использование пунктов приема вторсырья для бумаги, картона и пластика или традиционных контейнеров для компоста, стекла и металла не взимается, но если вы пользуетесь мусоропроводом более четырех раз в месяц, это будет стоить около 1 доллара за каждый вынос.

Хаугер и другие жители Бергена сказали, что сбор настолько низок, что они не задумываются об этом. Но Берген привлек команду экономистов из Норвежской школы экономики, чтобы научно изучить эффект «плати, когда выбрасываешь» на уровень переработки.

Экономисты определили, что везде, где город ввел новые сборы за отходы, переработка выросла на 15 процентов по сравнению с районами без сборов. Жители, как правило, сообщали о своем недовольстве сбором в опросах. Но экономисты обнаружили, что если они объединили объявление о сборе с письмом, объясняющим, почему важно перерабатывать отходы, а также наклейкой с улыбающимся китом, призывающим жителей спасти планету, то показатели удовлетворенности клиентов вернулись к норме.

Неполная трансформация

Пневматическая система утилизации отходов в Бергене развивается так медленно, потому что власти подбирают сроки строительства так, чтобы они совпадали с расширением городской трамвайной линии и регулярным техническим обслуживанием подземных линий электропередач, канализации и водопроводных труб, некоторые из которых сделаны из дерева и датируются 19 веком.

Перекопка улиц — дело дорогостоящее и разрушительное, поэтому городские власти хотят сделать это только один раз.

На данный момент они построили две сети труб, которые соединяют 10 000 домов с мусоросборниками на расстоянии не более двух километров (1,2 мили) — максимальное расстояние, на которое трубы могут эффективно всасывать мусор. Чиновники планируют построить третью систему, чтобы охватить последнюю и самую старую полосу центра города, но их строительство задерживается многолетними задержками по расширению трамвайной линии.

Вот почему большинство систем пневматического сбора отходов строятся в совершенно новых городах, таких как Неом, Саудовская Аравия, или Лусаил, Катар, или в новых застройках в таких местах, как Стокгольм и Хельсинки. Почти все они находятся в Европе, Юго-Восточной Азии или на Ближнем Востоке. В Соединенных Штатах их всего две: одна проходит под Диснейлендом в Орландо, а другая собирает мусор у жителей квартир на острове Рузвельта в Нью-Йорке.

«Если вы строите новый район с нуля и уже собираетесь прокладывать канализационные трубы и строить улицы, то стоимость добавления еще одной трубы незначительна. В этом случае пневматический сбор отходов не имеет себе равных», — сказал Матеу. «Но во многих других случаях это не имеет смысла».

По словам Джульетты Спертус, городского дизайнера из Управления жилищного строительства Нью-Йорка, которая курирует установку мусорных труб в городке общественного жилья в Бронксе, это не значит, что существующие города не могут принять эту технологию. Даже в таких городах, как Нью-Йорк, где почти каждый квадратный дюйм уже застроен, застройщики постоянно сносят здания и возводят новые, что дает им возможность создать другой вид мусорной системы.