Целью законопроекта является повышение качества информации, представляемой в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК, система), оператором которой является федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (далее — федеральный оператор), в том числе посредством установления порядка осуществления контроля достоверности и своевременности указанной информации, что в свою очередь, обеспечит реализацию комплекса мер по оценке фактического соответствия объектов в области обращения с отходами I и II классов опасности требованиям обращения с такими отходами, установленным Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) и подтверждению их объемов.

Во-первых, законопроектом устраняется пробел в законодательстве в части контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, осуществляемым самостоятельно индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами путем уточнения понятия «оператор по обращению с отходами I и II классов опасности» (далее — оператор), предусмотренного абзацем тридцать четвертым пункта 1 статьи 1 Закона № 89-ФЗ.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

Указанных лиц предлагается отнести к операторам. Реализация данного предложения позволит учитывать во ФГИС ОПВК как сведения об образовании указанных отходов, так и о последующем обращении с ними (утилизация, обезвреживание, размещение, получение вторичного сырья).

Во-вторых, законопроектом предусматривается закрепление на уровне федерального закона порядка реализации функции федерального оператора по осуществлению контроля достоверности и своевременности представления, включаемой в систему информации, в том числе путем ее верификации с информацией, содержащейся в иных государственных информационных системах (далее — контроль).

Необходимость изложения статьи 14.1 Закона № 89-ФЗ в новой редакции обусловлена следующим.

Согласно пункту 3 Положения о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 (далее — Положение о ФГИС ОПВК), информация об отходах I и II классов опасности аккумулируется, обрабатывается, анализируется и хранится посредством использования функционала ФГИС ОПВК.

Состав сведений, обязательных к включению во ФГИС ОПВК, установлен пунктом 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Подпунктом «в» пункта 3 Положения о ФГИС ОПВК к функциям оператора системы в том числе отнесена проверка полноты и достоверности информации, содержащейся во ФГИС ОПВК.

Также в соответствии с пунктом 20 Положения о ФГИС ОПВК на оператора системы возложена обязанность осуществлять контроль своевременности и достоверности информации, представляемой в систему.

В настоящее время порядок осуществления контроля достоверности и своевременности информации, представляемой во ФГИС ОПВК, не определен.

Законопроектом предлагается закрепить норму, предусматривающую, что осуществление контроля достоверности и своевременности представления информации во ФГИС ОПВК устанавливается актом Правительства Российской Федерации.

Для реализации решений, предлагаемых законопроектом, потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления контроля и внесение изменений в Положение о ФГИС ОПВК. В частности, будет уточнен состав представляемой в систему информации, также состав поставщиков информации будет дополнен операторами государственных информационных систем, содержащих сведения, необходимые для верификации информации, представляемой в систему.

Контроль достоверности и своевременности представления информации в ФГИС ОПВК, предусмотренный пунктом 20 Положения о ФГИС ОПВК, не является формой государственного (муниципального) контроля и направлен на обеспечение формирования полных и объективных данных в сфере обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами в Российской Федерации, что позволит обеспечить предотвращение рисков вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Контроль достоверности и своевременности представления во ФГИС ОПВК информации в области обращения с отходами I и II классов опасности будет осуществляться федеральным оператором в том числе с применением автоматизированного сбора статистической и иной документированной информации в сфере обращения с отходами I и II классов опасности методом верификации информации об осуществляемых хозяйствующими субъектами видах деятельности со сведениями, представляемыми такими субъектами в отношении отходов I и II классов опасности (образовании и дальнейшем обращении) во ФГИС ОПВК и иные государственные информационные системы.

Результатом контроля будет формирование экспертно-аналитических заключений, содержащих обоснованные выводы о наличии фактов недостоверности либо несвоевременности представления информации о деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности, представляемой в государственные информационные системы и направляться посредством ФГИС ОПВК в адрес Росприроднадзора. В последующем такие заключения могут применяться при осуществлении контрольно-надзорной деятельности уполномоченными органами в рамках риск ориентированного подхода при установлении соответствующего индикатора риска.

Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит Росприроднадзору на ранних этапах выявлять тенденции к недобросовестному поведению участников отрасли обращения с отходами I и II классов опасности, влекущему оказание вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Осуществление федеральным операторомв порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроля достоверности и своевременности представления информации во ФГИС ОПВК, в том числе путем ее верификации с информацией, содержащейся в иных государственных информационных системах, сформирует новый инструмент профилактики нарушений в сфере обращения с опасными отходами, направленный на стимулирование добросовестного соблюдения участниками отрасли обращения с отходами I и II классов опасности требований нормативных правовых актов и минимизацию нарушений в указанной отрасли.

Предлагаемые законопроектом решения направлены на достижение поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.02.2024 цели развития сервисов профилактики нарушений обязательных требований в соответствии с Концепцией совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 3745-р.

В связи с тем, что реализация федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в части достижения результата «Реализован комплекс мер по оценке фактического соответствия объектов в области обращения с ОПВК требованиям экологически безопасного обращения с такими отходами и подтверждающих их объемов, всего, 68 820» (подпункт 2.1 пункта 2 раздела 5 паспорта федерального проекта), в том числе издание необходимых подзаконных актов, модернизации ФГИС ОПВК, невозможно без расширения полномочий ФГУП «ФЭО» путем внесения изменений в Закон № 89-ФЗ.

Реализация предлагаемого подхода к проверке данных, представляемых поставщиками информации во ФГИС ОПВК, не приведет к «двойному вводу» информации и не потребует участия в данном процессе поставщиков информации в систему.

Верификация сведений будет производится ФГИС ОПВК путем автоматизированного сбора и дальнейшего анализа информации о деятельности хозяйствующих субъектов в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, размещенной как во ФГИС ОВПК, так и в иных государственных информационных системах.

Документы