В 2019 году в интервью газете «Комсомольская правда» тогдашний глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин заявил: «Люди должны получать скидку на оплату коммунальных услуг, если они будут сортировать мусор. Отходы, которые могут пойти на вторичную переработку, коммерчески выгодны и привлекательны для региональных операторов». Эти слова, прозвучавшие пять лет назад, и сегодня остаются актуальными.
Президент РФ Владимир Путин, в своем послании к Федеральному собранию в том же году, подчеркнул: «Если все сведется к росту платы за вывоз мусора — это не работа, а профанация. Нужно навести порядок в этой сфере, создать безопасную систему обращения с отходами, их переработки и утилизации, увеличив долю обработки с 8−9% до 60%».
Прошло пять лет. Итоги мусорной реформы, стартовавшей в 2019 году, нельзя назвать впечатляющими. Хотя на конец 2023 года сортировку проходит около 53% отходов, перерабатывается лишь 14%, а 80% по-прежнему отправляются на полигоны. Дефицит контейнерных площадок остается повсеместным, а в ряде регионов так и не были запущены мощности для утилизации.
Вице-премьер Дмитрий Патрушев в октябре 2023 года отметил: «Существуют проблемы с качеством работы региональных операторов, их финансовой устойчивостью, собираемостью платежей и нехваткой техники». Однако коренная проблема заключается в самой структуре реформы.
Союз переработчиков пластмасс указывает на стратегическую ошибку: акцент был сделан на создание комплексов переработки отходов (КПО), а не системы раздельного накопления (РНО). Это и стало тем самым «системным багом», из-за которого отрасль работает некорректно. Новый РОП (расширенная ответственность производителя), который обсуждается сегодня, вряд ли исправит ситуацию.
Что нужно менять?
Ключевым звеном системы должны стать утилизаторы — переработчики, создающие из отходов новое сырье. Им следует передавать раздельно собранные фракции бесплатно, как планировалось изначально. Контейнеры для РНО, принадлежащие переработчикам, должны быть установлены в каждом дворе. Такой подход поддержит малый бизнес, который сам найдет эффективные способы сбора отходов, при необходимости сотрудничая с региональными операторами.
Задача управляющих компаний и муниципалитетов — создать условия для внедрения раздельного сбора, взаимодействуя с населением и контролируя выполнение правил.
Пока же система реформ остается недоработанной. Новый РОП скорее усугубит проблемы, приведя к росту инфляции и напряжению среди участников рынка.
Реальные изменения возможны только при пересмотре приоритетов: переход к раздельному накоплению отходов, активной поддержке переработчиков и упрощению условий для их работы. Только тогда мусорная реформа станет не профанацией, а полноценной стратегией.