Компания «Экоспутник» без подтверждённых оснований взвинтила в десятки раз тарифы на приём и размещение отходов — строительных и промышленных, сообщает ИА «БлокнотРУ».
Арбитражный суд первой инстанции встал на сторону в Оренбургского УФАС в споре ведомства с местным ООО «Экоспутник» — городским оператором-монополистом на местном полигоне по приёму и размещению отходов IV и V класса опасности. В 2022-м компания подняла тарифы, в среднем, в 29 раз, а по некоторым позициям — в 125 раз. ФАС счел подобные действия незаконными, потребовал цены снизить. «Экоспутник» снизил, но всего в три раза:
Для понимания масштабов этого бизнеса в Оренбургской области: общий объём отходов производства и потребления региона составлял в 2023 году порядка 24,9 млн тонн. Из них те самые отходы IV и V класса опасности — 22,676 млн тонн. Для сравнения: в том же году во всей Оренбургской области было образовано 545,8 тысячи тонн твёрдых коммунальных отходов (ТКО) — привычного нам бытового мусора.
Что такое отходы IV и V класса опасности? Это смёт с территории, отходы и обрезки деревьев, загрязненные нефтепродуктами грунты, резиновые перчатки и обувь, полиэтилен, битум, стеклопластик, бумажные салфетки, керамика, кирпич, пищевые отходы, стекляння тара. Также к ним относятся грунт, обрезки гипсокартона, остатки рубероида, фракции песка и щебня, затвердевшие отходы цемента, остатки бентонитовой глины.
В 2022-м в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба местных компаний, которые сообщили ФАС о резко возросших тарифах ООО «Экоспутник», которое обслуживает городской полигон для отходов IV-V класса опасности. У этой компании заключены договоры на приём и размещение отходов с 217 организациями.
Заявители рассказали, что приём строительных отходов «подорожал» у монополиста в 26,8 раз, отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО — в 5,4 раза, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ — в 125 раз. Логично, что при отсутствии реального выбора, местные строители, садоводческие товарищества, производственные и иные компании были просто в шоке от такой «инфляции»!
Добавкой «Экоспутник» направил всем уведомления об установлении лимита на прием отходов: два раза в неделю — среда-четверг с 11:00 до 15:00.
Антимонопольная служба изучила ситуацию и сочла жалобы обоснованными: ООО «ЭкоСпутник» нарушило федеральный закон «О защите конкуренции», установив «монопольно высокие цены на услуги по приему и размещению отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО». Соответственно, ФАС выдала предупреждение о прекращении такого рода действий: потребовала отменить в течение 10 дней новые тарифы и установленные лимиты.
ООО «ЭкоСпутник» ответило Оренбургскому УФАС, что по результатам рассмотрения предупреждения было принято решение «о пересмотре и изменении стоимости услуг, а также откорректирован режим работы». Вскоре выяснилось, что «Экоспутник», действительно, снизил тарифы, но вовсе не вернул их к прежнему уровню. Скажем, было 48 руб за 1 тонну отходов. А «Экоспутник» выставил вместо них 6 тыс. руб. После же окрика ФАС, снизил до 2 тыс. Но между 2 тыс и 48 разница колоссальная!
Более того, если посмотреть свежее коммерческое предложение «Экоспутника», то приём строительных отходов опять подорожал до 2,5 тысяч, а грунт и прочие виды отходов — до 1,5 тыс руб за тонну.

При этом отказаться от услуг «Экоспутника» было просто невозможно. Дело в том, что на территории Оренбурга полигон ООО «ЭкоСпутник» является единственным осуществляющим прием и размещение отходов IV-V класса опасности. Другие полигоны есть, но они на значительном расстоянии от города. Из-за этого транспортные расходы на доставку отходов будут очень высокими. Да и мощности у них не позволяют работать с объемами Оренбурга.
В этой ситуации ФАС счёл своё предписание не исполненным и возбудил дело, создав комиссию по его рассмотрению. И на ней представители ООО «ЭкоСпутник» объяснили ФАС новые тарифы так: их полигон активно заполняется. Чтобы он досрочно не закрылся от переизбыток отходов, нужны дополнительные ресурсы. Например, покупка дорогостоящей специализированной техники. Это, мол, заложили в новые цифры тарифа.
Также сослались на рост арендной платы за землю под полигоном — она, якобы, многократно выросла.
Заодно обвинили в росте тарифов тех, кому их выставили: мол, некоторые «под видом строительных отходов привозили и размещали твёрдые коммунальные отходы (скрывая их внутри строительных), поскольку это было значительно дешевле». И эта ситуация, якобы, увеличила нагрузку на полигон и требует дополнительных затрат — как для производства контроля за ввозимыми отходами, так и для мероприятий по их захоронению. Хотя на практике разделить на фракции отходы, практически, не реально. Да и процесс захоронения ТКО и промотходов мало чем отличается. Но подобный «аргумент» регулярно используется компаниями, аналогичными «Экоспутнику» для того, чтобы оправдать повышение расценок.
Довод монополиста о резком росте арендной платы за полигон тоже не подтержадется. Платит за нее «Экоспутник» столько же, сколько всегда платил.
Кроме того, Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов сообщил ФАС, что компенсация арендной платы за землю под полигоном уже была заложена «Экоспутником» в первоначально действовавший тариф. Как — и лизинговые платежи за новую технику для работ на полигоне.
Как вообще могло получиться, что компания сначала работала при тарифах в десятки раз меньше, потом — раз — и подняла их? Если посмотреть данные сайта «Руспрофайл», трудится ООО «Экоспутник» с хорошей выручкой и даже чистой прибылью в десятки миллионов рублей. Получается, просто захотели еще больше? Просто, за счет тех, кому надо вывозить отходы, и им некуда деваться? ФАС посчитал, что именно так!
Комиссия УФАС неоднократно запрашивался экономический расчет тарифа у «Экоспутника». Но в итоге было установлено, что «документы, подтверждающие затраты на прием и размещение отходов на размещение отходов IV-V класса опасности не относящиеся к ТКО у ООО „ЭкоСпутник“ отсутствуют». Условно говоря, люди «покумекали», прикинули и «выкатили» цифру, которая им нравилась. А что делать тем, кто должен вывозить отходы? Никуда не денутся — будут платить! Представителям ООО «ЭкоСпутник» предлагали прокомментировать комиссии, как конкретно они вышли на свои цифры, с учетом, что роста арендной платы за землю не произошло, а лизинг техники был заложен еще старый тариф? Но они от дополнительных комментариев отказались.

В итоге, по мнению ФАС, налицо было нарушение норм действующего законодательства о защите конкуренции, которое выразилось в «установлении, поддержании монопольно высокой цены на приём и размещение отходов IV-V класса опасности». А сам новый тариф — 2 тыс руб за 1 тонну отходов от строительства и ремонта жилых и общественных зданий, производства и потребления, не относящиеся к твердым коммунальным отходам — ФАС признала «монопольно высокой» и недопустимой.
ООО «ЭкоСпутник» получил предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а комиссия передала материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Но это не помешало компании в 2025 году вновь поднять тарифы — на строительные отходы до 2,5 тыс руб, и н грунт — до 1,5 тыс руб за тонну!
Более того, «Экоспутник» отказался считать себя нарушителем закона и стал судиться с УФАС. Последнее заседание Арбитража (рассмотрение шло более двух лет) подтвердило правоту антимонопольной службы.
Ситуация, в итоге, оставляет целый ряд вопросов. Например, будут ли возвращены деньги тем, кто «переплатил» по новым тарифам? И если да, то в какие сроки и с каким процентом за пользование чужими средствами? Что делать с новым, еще более выросшим тарифом: кто-то сможет резально повлиять наа монополиста, или он будет и дальше свободно манипулировать цифрами в соответствии со своими «хотелками»?
Очевидна стала и чрезмерная медлительность существующей судебной системы. Экономически и даже социально острый вопрос затянулся на несколько лет, поставив тех, кто вынужден сдавать отходы на полигон, в крайне сложное положение. Что будет, если другие монополисты воспользуются опытом «Экоспутника» из Оренбурга? Их собственники вполне могут рассуждать так: сейчас сорвём «куш» за несколько лет, пока будут тянуться суды, а потом попробуй, взыщи с нас эти деньги обратно.
По хорошему, закон должен иметь чёткие инструменты защиты рынка от подобной «экономической» логики. Например, штрафы, превышающие любую потенциальную выгоду, полученную при необоснованном росте тарифа.
Или, еще лучше, государству стоит утвердить механизм, при котором любое повышение тарифов выше уровня инфляции монополистом в том или ином сегменте рынка считается незаконным до того, как подобное решение согласует местный УФАС.
Также можно было бы рассмотреть вариант разделения «полномочий» по аналогии с энергетическим сектором, где разделены генерация, сетевая компания и гарантирующий поставщик.










