Проектом постановления предусматривается расширение перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
- № 5 «Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие», № 6 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины», № 15 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания», № 26 «Изделия пластмассовые упаковочные из полистирола», № 27 «Изделия пластмассовые упаковочные из прочих материалов», № 39 «Упаковка из полистирола», № 40 «Упаковка из других видов пластмасс», № 41 «Упаковка комбинированная из пластмасс и алюминия», № 42 «Упаковка комбинированная из пластмасс и белой жести», № 43 «Упаковка комбинированная из пластмасс и различных металлов», № 44 «Упаковка комбинированная из других видов пластмасс» предлагается дополнить новыми видами товаров, получаемых в результате утилизации отходов от использования товаров:
- «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин (19.20.21)»;
- «Керосин (19.20.24)»;
- «Топливо реактивное керосинового типа (19.20.25)»;
- «Каучуки синтетические в первичных формах (20.17.10)»;
- «Растворители и разбавители органические сложные; составы готовые для удаления красок и лаков (смывки) (20.30.22.220)».
В настоящее время в Конвертере отсутствуют данные коды продукции, в связи с чем утилизаторы, которые применяют данную технологию утилизации отходов от использования товаров, не могут быть включены в реестр утилизаторов, предусмотренный статьей 24.2−3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а производители и импортеры товаров, включенных в указанные группы, не могут заключать с утилизаторами договоры в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Вносимые изменения направлены на включение новых видов товаров, которые получаются в результате утилизации с помощью технологии низкотемпературного пиролиза. Технология низкотемпературного пиролиза видов отходов, включенных в вышеуказанные группы Конвертера, включена в Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям 9−2020 «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами». Получаемое в результате низкотемпературного пиролиза масло направляется на ректификацию с получением продукции различного качества и степени очистки. Целью данного изменения является стимулирование вовлечения трудноутилизируемых отходов в хозяйственный оборот.
Таким образом, в части последствий для субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности компании, утилизирующие отходы от использования товаров методом пиролиза, после включения в реестр утилизаторов, смогут заключать договоры в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, что также повлечет снижение нагрузки на производителей и импортеров ввиду увеличения количества утилизаторов.
- Группы № 7 «Изделия пластмассовые прочие», № 20 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые» и № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата прочие, включая комбинированные» дополнить новым видом товара, получаемого в результате утилизации отходов от использования товаров:
«Волокна полиэфирные, подготовленные для прядения (13.10.31.110)».
Данный вид товара представлен на рынке товаров Российской Федерации рядом крупных компаний, производящих полиэфирные волокна по технологии, позволяющей вовлекать вторичное сырье, получаемое за счет переработки использованных пластиковых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ бутылки), и тем самым обеспечивать ее самостоятельную утилизацию.
По данным федеральной схемы обращения с отходами, ежегодно в России в среднем образуется 60 млн тонн отходов, а доля пластика в них составляет ~5% (или 3 млн т), в которых соответственно ПЭТ ~ 15% (или 450 тыс. тонн); за вычетом технологических потерь (~ 35%) масса годных к использованию отходов ПЭТ составляет около 333 тыс.тонн. Под технологическими потерями понимаются потери при сортировке (отделение побочных составляющих — пробок, этикеток, загрязнений
Полиэфирные волокна, которые предлагаются для включения в Конвертер, в соответствии с
В результате использования ПЭТ бутылки образуются отходы с кодами ФККО:
- 4 34 180 00 00 0 Отходы продукции из полиэтилентерефталата незагрязненные;
- 4 34 181 01 51 5 Лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные;
- 4 34 181 02 29 5 Отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные;
- 4 34 182 11 51 4 Отходы матированной пленки на основе полиэтилентерефталата;
- 7 41 114 32 51 4 Отходы упаковки из полиэтилентерефталата, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов.
Указанные виды отходов включены в Конвертер в группы № 7 «Изделия пластмассовые прочие», № 20 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые», 21 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата прочие, включая комбинированные», № 33 «Упаковка из полиэтилентерефталата бесцветная и голубая» и № 34 «Упаковка из полиэтилентерефталата прочая, включая rомбинированную».
В действующей редакции Конвертера по группам № 33 «Упаковка из полиэтилентерефталата бесцветная и голубая» и № 34 «Упаковка из полиэтилентерефталата прочая, включая комбинированную» может быть произведена продукция с кодом ОКПД2
При этом в отношении групп № 7 «Изделия пластмассовые прочие», № 20 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые», № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата прочие, включая комбинированные» такая продукция отсутствует.
В целях утилизации максимального количества отходов в рамках РОП необходимо устранить вышеуказанное расхождение и дополнить группы 7, 20, 21 Конвертера кодом ОКПД2
Включение полиэфирных волокон в Конвертер повлечет за собой возможность для компаний-производителей волокон включиться в реестр утилизаторов и способствовать наращиванию объемов вовлекаемых отходов и вторичного сырья, получаемого из отходов.
В Российской Федерации имеются развитые производственные мощности по производству вторичных полиэфирных волокон, наиболее крупные среди них следующие: ООО «РБ групп» (Владимирская область), АО «Комитекс» (Республика Коми), АО «Востокхимволокно» (Московская область), ООО «Номатекс» (Ульяновская область), ООО «Технопласт» (Владимирская область), АО «Втор-Ком» (Челябинская область), ООО «Технолайн» (Самарская область), ООО «Селена» (Белгородская область).
В настоящее время в Российской Федерации полиэфирные волокна имеют различные области применения: из них изготавливаются геотекстильные полотна, используемые в дорожном строительстве; искусственную шерсть (флис), используемую для производства трикотажных рубашек, свитеров и шарфов; автокомпоненты (ковры, обивка); ковровые покрытия для жилых и офисных помещений; волокна большого диаметра используются для производства утеплителей спортивной одежды и спальных мешков, и в качестве наполнителя мягких игрушек; для изготовления щетины, состоящей из волокон диаметром 0,1 — 0,2 мм, при производстве щеток различного назначения. Основными потребителями продукции являются следующие предприятия ООО «ГЕОНОР», ООО ПСК «ГЕОДОР», ООО «ФРОЙДЕНБЕРГ ПОЛИТЕКС», ООО «КОМПАНИЯ НАФТА-ХИМ», ООО «СКАЙЛОН ЛИМИТЕД», ООО «ГЕО СМ», ООО «ТЕХНОПЛАСТ», ООО «ЛИТВУД», ООО «ПК ТЭКС», ООО «НАТУРАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ», ООО «ЛЕНТА».
Также проектом постановления вносится ряд изменений технического характера:
- Предусматривается исключение позиции «Сырье вторичное стальное» раздела «Виды товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов от использования товаров, упаковки (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008)» группы № 10 «Оборудование и инструменты ручные с механизированным приводом», группы № 14 «Оборудование электрическое осветительное» и группы № 15 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» и раздела «Виды вторичного сырья, при использовании которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 242 Федерального закона „Об отходах производства и потребления“ (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008)» группы № 31 «Тара и изделия упаковочные из металла» и группы № 47 «Металлическая упаковка», которые приведут Конвертер в соответствие с изменениями, внесёнными в «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (в редакции Изменений 91/2023 ОКПД 2, утв. приказом Росстандарта
от 22.09.2023 № 917-ст, 105/2024 ОКПД 2, утв. приказом Росстандартаот 28.06.2024 № 886-ст.) (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008)".
В этой связи вносятся корреспондирующие изменения в сноски к Конвертеру: сноски 7 и 8 предлагается исключить.
- В разделе «Виды товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов от использования товаров, упаковки (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008)» групп № 7 «Изделия пластмассовые прочие», № 16 «Изделия пластмассовые строительные», № 25 «Изделия пластмассовые упаковочные из полипропилена» и № 38 «Упаковка из полипропилена» позицию «Полипропилен прочий
20.16.51.119 » предлагается дополнить знаком сноски <6>.
Данное уточнение приведет к единообразию виды полимерной продукции, производимые в первичных формах,
- Полиэтилен высокого давления <6>
20.16.10.111 - Полиэтилен среднего давления <6>
20.16.10.112 - Полиэтилен низкого давления в виде гранул
20.16.10.113 - Полиэтилен линейный низкой плотности <6>
20.16.10.115 - Полимеры этилена в первичных формах прочие <6>
20.16.10.190 - Полистирол в виде гранул 20.16.20.117
- Полимеры винилхлорида в первичных формах <6> 20.16.30.110
- Полимеры винилхлорида в первичных формах прочие <6>
20.16.30.119 - Полиэтилентерефталат в виде гранул 20.16.40.171
- Полипропилен в виде гранул 20.16.51.111
- Полимеры прочих олефинов в первичных формах <6>
20.16.51.190
- Устраняется правовая неточность в описании получаемой в результате утилизации продукции в группах № 7 «Изделия пластмассовые прочие» и группы № 16 «Изделия пластмассовые строительные».
Предлагается позицию «Изделия из пластмасс 22.2» дополнить сноской 19, предусматривающей, что применяются не все позиции, включенные
в соответствующие подкласс, группу, подгруппу, вид и категорию, а только товарные, за исключением услуг.
Для этого Конвертер дополняется сноской 19 следующего содержания:
«<19>. За исключением подгруппы 22.21.9 Услуги по производству пластмассовых плит, листов, труб и профилей отдельные, выполняемые субподрядчиком, подгруппы 22.22.9 Услуги по производству пластмассовых упаковочных изделий отдельные, выполняемые субподрядчиком, подгруппы 22.23.9 Услуги по производству полимерных строительных изделий отдельные, выполняемые субподрядчиком, категорию
Все обозначенные позитивные последствия предлагаемых изменений напрямую повлияют на достижение реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» по направлению «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды».
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
Деятельность по утилизации отходов шин относится к деятельности по обращению с отходами производства и потребления. В рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в случае несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления применяется статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Исполнение расширенной ответственности производителя осуществляется двумя способами — уплата экологического сбора или обеспечение самостоятельной утилизации. Положения проекта постановления устанавливают возможность самостоятельного исполнения расширенной ответственности производителя посредством производства в результате утилизации перечня товаров, в который вносятся новые продукты. Компании, утилизирующие изношенные шины методом низкотемпературного пиролиза, смогут включиться в реестр утилизаторов, формирование которого осуществляется Росприроднадзором. В рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в случае отказа от уплаты экологического сбора и неисполнения самостоятельной утилизации применяется статья










