Стимулирование производства товаров, соответствующих экологическим нормам и содержащих определенную долю вторсырья, за счет включения их в госзакупки — неэффективная мера, поскольку доля закупок в сравнении с объемом производства крайне мала. Об этом в понедельник заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, выступая на круглом столе «Новые экологические требования в государственных и корпоративных закупках».
«Если мы хотим здесь что-то существенно менять — а мы хотим, мы за экологию — почему же мы все время начинаем там, где светло, а не там, где нужно? Проще всего дописать дополнительную характеристику (к товару, являющемуся объектом госзакупки — прим. ред.). Но все это непроверяемо. И все это на самом деле страшно неэффективно, потому что маленькая очень доля государственных закупок, да и корпоративных тоже. Общий объем закупок этих товаров — капля в море,» — сказал Лавров.
Говоря о постановлении правительства РФ № 1224, которое и предъявляет экологические требования к некоторым видам товаров, участвующих в госзакупках, замминистра отметил, что документ стоит воспринимать лишь как пилот, который требует доработки.
«Регулирование должно быть прежде всего ориентировано на более широкие слои [потребителей], независимо того, кто эту продукцию покупает и потребляет. Это я бы хотел подчеркнуть. Нет никакой разницы. Будет продукция дешевле сама по себе — будет выигрывать. Чтобы она стала дешевле, совершенно другие требования нужно к ней предъявлять. Надо, значит, к экологически вредной продукции применять, например, повышенное налогообложение или вообще запрещать ее производить», — предложил замминистра.
Заместитель руководителя Федерального казначейства РФ Анна Катамадзе в свою очередь отметила, что необходимы строгие требования к товарам, которые являются объектом закупок по 1224 постановлению. «
Когда появятся правила в рамках специального законодательства, которые бы определяли сами требования, их шкалу, их измеримость, <…> тогда будет возможно это администрировать. Я уверена, это можно будет инкорпорировать в работу госкомпании, в том числе через директивы, ну и позже посмотреть на предмет того, чтобы отметить это в законодательстве", — сказала Катамадзе.
Схожее мнение выразил и генеральный директор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов:
«Если мы говорим — это закупка „зеленая“, а это — не „зеленая“, то мы должны специфицировать эту разницу и, возможно, даже градацию сделать: это очень „зеленое“, а это мало „зеленое“. Это тоже одна из тем альянса: стандартизация требований к продуктам и услугам во всех отношениях».
По мнению директора по устойчивому развитию компании «Русал» Ирины Бахтиной, эффективность и необходимость постановления о «зеленых» госзакупках вызывает много вопросов. По ее словам, с задачами этого документа справляется «зеленая» таксономия.
«Зачем нужно было создавать постановление № 1224, когда, в принципе, у нас есть таксономия „зеленых“ адаптационных проектов РФ? Да, понятно, что она создавалась немного для других целей, то есть для кредитования, финансирования льготного, но там, в общем-то, есть все те же критерии», — пояснила Бахтина.
Объем закупок
По словам эксперта по закупкам экспертного совета при правительстве РФ Георгия Сухадольского, в 2022 году общий объем закупок, в которых так или иначе упоминались экологические требования или критерии, составил более 1 634 млрд рублей по сумме начальных максимальных цен закупок, то есть суммарно это почти 14% от всего объема закупок по ФЗ № 44.
Он также напомнил, что, согласно постановлению правительства РФ № 1224, есть пять позиций товаров, при закупках которых должны указывать долю вторичного сырья. Однако в 49 субъектах, рассказал Сухадольский, была 171 закупка твердых и мягких поверхностных покрытий на сумму 150 млн рублей, но экологические требования не предъявлялись. В то же время в шести субъектах было 43 закупки изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения на сумму 6,5 млн рублей, но экологических требований также не было.