В числе наиболее актуальных проблем в области обращения с ТКО остаются вопросы недостаточности инфраструктуры для накопления ТКО (контейнерных площадок и контейнеров), а также вопросы ненадлежащего содержания контейнерных площадок.
В настоящее время создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Вместе с тем, у органов местного самоуправления отсутствуют необходимые средства для обеспечения недостающего количества контейнерных площадок и контейнеров, а также для регулярного обновления контейнерного парка.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) возможно включение только расходов на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание.
У потребителей также отсутствует обязанность обеспечить создание контейнерной площадки и приобрести контейнеры.
Таким образом, вопрос о создании, оборудовании и регулярном обновлении контейнерного парка недостаточно урегулирован, что создает проблемы, в том числе при развитии системы раздельного накопления ТКО.
Законопроект дает возможность регионам решить указанную проблему, передав отдельные функции по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок региональному оператору.
Таким образом, появляются альтернативные варианты по созданию и содержанию контейнерных площадок:
- осуществлять создание и содержание площадок силами органов местного самоуправления,
- предоставлять муниципалитетам субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации,
- включать соответствующие обязанности в функционал регионального оператора.
В последнем случае должно быть заключено совместное соглашение между органом местного самоуправления, органом власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее — соглашение).
Такое соглашение в обязательном порядке должно содержать следующие положения:
- обязанность органа местного самоуправления определять и предоставлять земельные участки для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определять потребность в контейнерах и бункерах для накопления твердых коммунальных отходов;
- обязанность исполнительного органа субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) учитывать расходы на создание и (или) содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, утверждать инвестиционную и (или) производственную программу регионального оператора, содержащую мероприятия по созданию и (или) содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- обязанность регионального оператора по передаче в собственность органов местного самоуправления созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также приобретенных контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Данные о потребности в создании мест (площадок) накопления ТКО и планируемых местах размещения мест (площадок) накопления ТКО будут отражаться как реестрах мест (площадок) накопления ТКО, так и в региональных программах в области обращения с отходами производства и потребления, что позволит органам власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления планировать ликвидацию дефицита площадок.
При этом потребность в создании мест (площадок) накопления ТКО, а также потребность в контейнерах и бункерах должна определяться с учетом информации об образовании ТКО, графике вывоза и необходимости соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законопроект также определяет, что реестр мест (площадок) накопления ТКО будет вестись в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов. При этом состав сведений такого реестра уточняется законопроектом, а Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по включению в него иных необходимых сведений.
Мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО будут включаться соответственно в инвестиционную и производственную программу регионального оператора для последующего учета расходов на такие мероприятия при установлении единого тарифа регионального оператора.
Во сколько обходятся мусорные баки
Сегодня в России создано около 1 млн контейнерных площадок, но при этом не хватает еще около 200 тысяч. Эти данные Минприроды приводятся в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Так как средняя цена такой площадки — 250 тысяч рублей, на обеспечение полной потребности в них в России придется потратить 50 млрд рублей, приводят данные депутаты.
В среднем мусорные контейнеры и бункеры стоят 17 тысяч и 45 тысяч рублей соответственно. На приобретение контейнеров в целом по стране понадобится 15 миллиардов рублей, приводят данные депутаты. При среднем сроке службы контейнера в 5 лет каждый год нужно будет обновлять 20 процентов контейнеров, на что необходимо 8 миллиардов рублей ежегодно. При цене за обслуживание контейнерной площадки в размере 3 тысяч рублей ежемесячно расходы на содержание всех действующих и создаваемых контейнерных площадок оцениваются в 43 миллиарда рублей в год. Если расходы на создание контейнерных площадок и закупку включат в тарифы региональных операторов в полном объеме, для ликвидации сложившегося дефицита контейнерных площадок и контейнеров в течение 3 лет потребуется увеличение тарифов на 10 процентов. Если же в тарифы включат также расходы на содержание контейнерных площадок, они вырастут еще на 15 процентов.