Александр Двойных. © Юрий Инякин/ПГ
 

Навести и поддерживать порядок на контейнерных площадках, куда жители домов выносят коммунальные отходы, хотят уже давно. Сначала беспорядок оправдывали их отсутствием, сейчас — тем, что люди выбрасывают все подряд: сантехнику, шины, части разобранной мебели. О том, как могут измениться правила строительства и содержания площадок, «Парламентской газете» рассказали в Комитете Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Острая проблема

На площадке федерального штаба по решению проблем сферы твердых коммунальных отходов (ТКО), созданного при Минприроды России совместно с регионами, выработаны законодательные решения. В проработке — 19 приоритетных нормативно-правовых актов. Об этом председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных рассказал «Парламентской газете».

- Реклама -
Подписка — внутри поста

По словам сенатора, крайне острая проблема — это состояние контейнерных площадок в большей части регионов. Поэтому важно четко определять одного ответственного за его содержание.

Отдельные площадки для негабаритного мусора предлагают создать в каждом районе
© Тимур Ханов/ПГ
Для решения этого вопроса сенаторами и депутатами в Госдуму внесен законопроект, предоставляющий субъектам РФ право назначать региональных операторов ответственными за содержание таких площадок.

В настоящее время идут работы над поправками.

Напомним, вице-премьер Дмитрий Патрушев на совещании с руководителями Минприроды и Роспотребнадзора, сенаторами и представителями «Российского экологического оператора» обратил внимание на необходимость внесения изменений в законодательство о контейнерных площадках для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе совершенствование санитарных правил.

«Состояние контейнерных площадок — это то, как граждане видят нашу работу. Важно соблюдать санитарные нормы их содержания, но и понимать, что правила могут корректироваться в ходе реализации реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Решение должно быть в интересах людей и экономически выполнимо для регионов. В этой связи нам нужно выработать согласованную позицию», — подчеркнул Патрушев.

Разделение мусора по контейнерам и машинам

Работа по совершенствованию законодательства и подходов к размещению площадок для сбора мусора в разгаре. Так, в конце июня 2024 года Правительство выпустило постановление, упрощающее правила установки контейнеров для твердых коммунальных отходов. Как результат — площадки для мусорных контейнеров внесли в список объектов, которые можно размещать на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, «без предоставления земельных участков и установления сервитутов». То есть для обустройства такой площадки не нужно добиваться специальной возможности на ограниченное пользование землей, которая находится в чужой собственности.

Постановление было подготовлено по многочисленным обращениям дачников. В садоводческих товариществах, как правило, не было специально отведенных мест для сбора отходов. Впрочем, с такими проблемами порой сталкиваются и жители многоквартирных домов.

© Игорь Самохвалов/ПГ
Как рассказал зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган «Парламентской газете», сегодня рассматриваются дополнительные поправки, которые обяжут региональных операторов выполнять требования по раздельному сбору и вывозу отходов. Сейчас это право, но не обязанность.

«К сожалению, норма не работает так, как бы хотелось, — сказал депутат. — Пока на контейнерных площадках, где есть раздельный сбор мусора, различные контейнеры, их все равно засыпают в одну машину. Нужно предусмотреть обязанность раздельного сбора мусора и ответственность за нарушение».

Место для негабаритного мусора

Еще одной серьезной проблемой, над которой работают народные избранники, — неурегулированность вопроса обращения с отходами строительства и сноса, отметил сенатор Двойных.

«Из-за этого происходит перетекание ТКО в отходы III-IV классов опасности, — объяснил он. — Соответствующий законопроект также находится на рассмотрении в Госдуме»

© Пресс-служба Госдумы
По словам Александра Когана, для решения в том числе и этого вопроса обсуждаются два варианта. Первый — оплата муниципалитетом расходов на вывоз с контейнерных площадок мусора, который не относится к коммунальным отходам, например шины, сантехника, строительный мусор, которые выбрасывают граждане после ремонта. Второй — дать муниципалитетам право создать отдельные места накопления для отходов, которые образуются в рамках жизнедеятельности человека и не являются коммунальными.

«Так уже делают в Москве, Московской области, Татарстане и других регионах, — рассказал депутат. — Они создают отдельные места накопления таких отходов и информируют население, что электронику, шины, крупногабаритный мусор, который не относится к коммунальным, можно отнести туда».

Сегодня есть норма, позволяющая штрафовать за вынос нестандартного мусора на контейнерные площадки, многие из которых оснащены видеонаблюдением.

Крупногабаритными считаются отходы, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

Административная ответственность за выброс такого мусора в бак предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». В первый раз штраф составит одна — две тысячи, повторное нарушение в течение года повлечет штраф две — три тысячи рублей.