Для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предлагается передать регионам и муниципалитетам полномочия выявлять и фиксировать несанкционированные свалки, затем выполнять их уборку и предъявлять претензии владельцу участка в судебном порядке.

Простая передача регионам и муниципалитетам полномочий по ликвидации несанкционированных свалок без изменения самой системы проблему свалок не решит. Сейчас эта инициатива активно обсуждается отдельными ведомствами и экспертами, сообщил на своей странице в ВК председатель комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин.

- Реклама -
Подписка — внутри поста

По данным Росприроднадзора за 2023 год таких свалок насчитывается свыше 10 тысяч. Лидерами являются Приволжский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. Многие регионы, где проблема с несанкционированными свалками практически не изменилась или усугубилась по сравнению с 2022 годом, являются туристически привлекательными, что влияет на причины появления таких свалок.

Есть в субъектах Российской Федерации и дефицит инфраструктуры, в том числе мест размещения отходов, не хватает мотивации, контроля и ответственности.

Предложение юридически закрепить за муниципалитетами полномочия по выявлению, фиксации несанкционированных свалок, их уборке и поиску владельца участка, чтобы вручить ему претензию может создать дополнительные сложности, а саму проблему не решит. Мы по статистике видим, что регионы, где этот вопрос наиболее актуален так и не изменили ситуацию за минувший год.

Если мы хотим передать на региональный и муниципальный уровень полномочия, то обязаны обеспечить их финансами для исполнения. Экологические платежи вряд ли смогут комплексно решить эту проблему. Их поступление в регионах разное, где-то средства вообще приходится взыскиваться через суд и этот процесс не быстрый. Независимо от объема платежей в регионе внимание надзорных органов будет пристальным, отсутствие средств приведёт к проблемам на региональном и муниципальном уровне управления.

Поэтому, прежде, чем принимать решение необходимо спросить регионы, проанализировать распределение экоплатежей, выяснить, сколько фактически на местном уровне тратится средств на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок совместно с регоператорами.

Ещё один важный момент, который предлагает законопроект, это устранение приоритетности, «окрашенности» экологических платежей, которые ранее поступали, прежде всего, на ликвидацию накопленного вреда. Соответственно возникает вопрос, как изменится финансирование для решения этой задачи.

Вопрос очень щепетильный, он требует детального и системного обсуждения со всеми участниками процесса: от муниципалитетов и регоператоров до Минприроды и Минфина.